0
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
По учебному предмету
СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ
(срок обучения 7 (8) лет)
г. Качканар
2016г.
1
2
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
Методические рекомендации
Особенности воспитания детского голоса
Подбор репертуара
Индивидуальное учебное планирование
Концертные выступления
Критерии оценки знаний и умений учащихся
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
II. Учебно-тематический план
III. Содержание программы
IV. Формы и виды контроля
V. Материально-техническое обеспечение
VI. Список литературы
VII. Приложения:
Примерный репертуар
Вокализы и упражнения
Вокально-музыкальная терминология
3
I. Пояснительная записка
В недавнем прошлом музыкальная культура нашей страны
переживала расцвет хорового исполнительства, хоровым пением были
охвачены все социальные слои нашего общества, а любое сольное пение, а
тем более эстрадное, было доступно лишь немногим. Это объяснялось и
отдаленностью периферийных населенных пунктов от центральных городов,
где находились учебные заведения этого профиля, студии звукозаписи, и
неимением соответствующей техники звукозаписи, а самое главное,
программ и методик по эстрадной специализации.
В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде
и эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства
среди детей и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому
кругу телезрителей крупные проекты в этом направлении. По результатам
таких мероприятий и, по мнению специалистов в этом направлении, стало
очевидным, что начинать заниматься эстрадным вокалом можно с раннего
возраста.
Первые попытки в освоении этого направления взяли на себя Дома
культуры, Центры детского творчества, кружки при общеобразовательных
школах. Так, подражая и имитируя многих артистов эстрады, это
направление носило самодеятельный характер и основывалось на
добровольных началах. Но, постепенно, с накоплением опыта педагогов и
руководителей, с возросшим интересом к этому виду искусства
естественным образом возникла потребность в профессиональной подготовке
обучающихся. При музыкальных школах и школах искусств стали
открываться эстрадные и эстрадно-джазовые отделения, даже целые
эстрадно-джазовые школы и школы эстрадного искусства, как следствие
этому стала острая необходимость в разработке программ и методик по
эстрадному направлению. И это неслучайно, т.к. эстрадное пение развивает
художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный
кругозор, способствует повышению культурного уровня и интеллекта.
Программа разработана на основе:
- примерной программы «Эстрадное пение» (повышенный уровень) для
ДМШ эстрадно-джазовых школ и эстрадно-джазовых отделений ДШИ
(Москва 2005), составитель Т.А. Хасанзянова,
- авторской программы обучения по специальности «Пение» для ДМШ и
гимназий искусств (Санкт-Петербург, 2003), составитель Б.А.Сергеев.
Цель программы: практическое овладение голосом для концертной и
дальнейшей профессиональной деятельности.
4
•
•
•
•
•
•
Задачи программы:
обучить
учащихся
необходимым
вокально-техническим
и
исполнительским навыкам эстрадного исполнительства с учетом
специфики и своеобразия данного жанра,
раскрыть индивидуальный тембр звучания голоса у учащихся,
развить творческие способности у учащихся,
использовать межпредметные связи,
выработать у учащихся потребность в вокальном исполнении на
высоком художественном уровне,
воспитать у учащихся эстрадные навыки поведения на сцене.
Эстрадное пение как вид вокального искусства, сформировалось от
слияния народного и академического пения. Несмотря на существенные
различия с академическим вокалом, эстрадное пение базируется на тех же
физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основные
свойства, характерные для эстрадной манеры пения: близость к речевой
фонетике, плотное звучание в грудном регистре, отсутствие выраженного
прикрытия «верхов». Для обучения физиологическим принципам в работе
голосового аппарата в рабочую программу включены упражнения из разных
методик по академическому и эстрадному пению:
- дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой,
- фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова,
- методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса.
В основе педагогического процесса лежат следующие педагогические
принципы:
- единство технического и художественно-эстетического развития
обучающихся;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством
пения;
- использование музыкально-образного, ассоциативного мышления;
- индивидуальный подход к обучающимся.
Педагогу иногда приходится отходить от традиционных и
обязательных педагогических приемов, идя навстречу индивидуальности
обучающегося. Принцип индивидуального подхода к обучающемуся
особенно важен для выявления индивидуальной исполнительской манеры.
При обучении необходимо учитывать:
• физиологию организма: строение голосового аппарата;
• особенности данного возрастного периода;
• общее развитие обучающегося, его кругозор;
• его интересы при подборе репертуара, т.к. эстрадное пение отличается
многообразием индивидуальных исполнительских манер;
• окружающую атмосферу как на уроке, так и в домашнем кругу;
5
• погодные условия, влияющие на общее состояние и чистоту
интонирования.
В отличие от примерной программы, рабочая программа рассчитана на
средний уровень контингента обучающихся как с вокальной подготовкой, так
и без певческой практики. За период всего курса обучения ученик должен
овладеть полным объемом знаний и навыков, предусмотренных рабочей
программой.
После окончания полного курса дается дополнительный год обучения
(профориентационный) это 8 класс. Дополнительный год занятий
рекомендуется выпускникам с целью совершенствования знаний,
исполнительского мастерства, а так же для подготовки к поступлению в
специальные учебные заведения. Посещение предметов, предусмотренных
учебным планом в этих классах – обязательное условие. Для обучающихся с
целью пополнения кадров коллективов художественной самодеятельности,
помимо специальности, посещение других предметов - по желанию
обучающихся и родителей. В этих классах необходимо уделять большое
внимание концертной деятельности и творческому самовыражению.
В соответствии с учебным планом ДМШ, возникла необходимость в
перераспределении тем и часов, отводимых на изучение этих тем по годам
обучения, а так же в фиксации умений, приобретаемых обучающимися в
конце каждого года обучения. Наряду с этим стало необходимым включение
в репертуар произведений регионального компонента.
В наше время специалистами установлено, что способность петь
проявляется у детей с 2-х лет, и, поэтому, учитывая мнение специалистоввокалистов, данная рабочая программа, как и примерная, предусматривает
обучение детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Детям дошкольного
возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах, со
сроком обучения 1-2 года.
Занятия по предмету «эстрадный вокал» носят практический характер
и проходят в форме индивидуальных уроков в размере 2-х академических
часов в неделю, 68 часов в год. Продолжительность одного урока 45 минут.
Помимо учебных часов необходимо запланировать репетиционные часы для
подготовки к концертам и конкурсам. Учитывая специфику преподавания
эстрадного вокала и высокую насыщенность учебного плана необходимо
правильно организовать расписание индивидуальных занятий обучающихся,
не перегружая их голосовой аппарат и регулярно контролируя состояние
связок у врача-фониатора. Только заключение специалиста может быть
основанием для определения певческого режима ребенка.
Сроки реализации программы по специальности «эстрадный вокал»:
6
• 7 лет обучения – 1-7 классы по семилетней программе, для детей 7-9
лет;
Методические рекомендации
Для обучения необходимо:
- наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных:
певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие
речевых дефектов;
- здоровый голосовой аппарат.
Перед началом обучения педагог должен проверить:
- диапазон голоса;
- музыкально-вокальные данные;
-прослушать вокальное произведение (народная песня, детская песня,
произведение современного композитора);
- прослушать стихотворение, басню, прозу.
На первых уроках педагог должен внимательно изучить природные
данные, строение и особенности вокального аппарата обучающегося,
недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленность
звука, вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти,
скованность и др.), наметить достоинства. Затем в процессе занятий и
общения
необходимо
выявить
особенности
психики,
уровень
интеллектуального развития и воспитания обучающегося. Только тогда
можно точно поставить учебные задачи и подобрать репертуар в каждом
конкретном случае.
Начиная вырабатывать правильный певческий тон legato,
рекомендуется следить за тем, чтобы обучающийся пел свободно,
естественно, без напряжения, сначала на небольшом диапазоне, затем
постепенно расширяя диапазон с учетом возрастающих возможностей
обучающегося. В процессе обучения обязательно исполнение произведений
под аккомпанемент концертмейстера. В связи с этим, концертмейстеру важно
уметь свободно транспонировать. Затем постепенно можно вводить
исполнение произведений под фонограмму, при этом звучание фонограмм
должно отличаться хорошим качеством. Тональность фонограммы
необходимо подстраивать под певческий диапазон и индивидуальные
возможности обучающегося, каждый раз опуская или поднимая их на
необходимое количество полутонов с помощью компьютерных программ и
других технических средств. На первых порах желательно дублирование
мелодической линии в музыкальном сопровождении.
7
Важно уделять внимание развитию техники, постепенно увеличивая
трудность упражнений и вокализов, совершенствуя технические
возможности и профессиональное звучание голоса. Вокализы также
являются основой для выявления тембральных особенностей и
динамического звучания голоса. В дальнейшем это подводит певца к
художественно-выразительному пению произведений с текстом. В качестве
вокализов поначалу можно использовать мелодии детских песен или
небольшие мелодии, которые пользуются популярностью, а так же рабочий
материал, используемый для пения на уроках сольфеджио. Вокализы и
другие исполняемые произведения полезно петь как сольфеджируя, так и на
личные гласные или слоги, формируя единое звукообразование и
кантиленное пение, вырабатывая чистоту интонации и координацию между
слухом и голосом. Немаловажное значение на уроке имеет знание
музыкально-вокальной терминологии, которая способствует наилучшему
пониманию ,,музыкального языка” исполняемого материала. Однако,
вокально-техническая сторона не должна развиваться в отрыве от
художественной. Технику следует подчинять творческим задачам. Будущего
исполнителя нужно научить разбираться и в содержании исполняемого
произведения, при этом уделяя большое внимание красивому произношению
слов, ясной дикции, помогающей донести до слушателя смысл произведения.
Оценив степень осваивания основных вокально-технических
навыков, педагог принимает решение о внедрении в дальнейшую вокальную
работу микрофона и обучает его правильному использованию. На этом этапе
педагогу необходимо использовать в равной степени как пение в микрофон,
так и без него. Постоянное пение в микрофон с использованием голосовых
эффектов (hall, reverb) может навредить слуховым представлениям
обучающегося об истинном звучании собственного природного голоса,
свести на ,,нет” понятия о дыхании, атаке звука, звукообразовании, и, что
очень важно, о моменте смыкания голосовых связок. Стремиться к тому,
чтобы микрофон и другие голосовые эффекты подчинялись звучанию голоса,
являлись его дополнением и украшением, а не наоборот!
Для развития навыков дыхания обучающимся необходимо
использовать дыхательные упражнения с физическими нагрузками
(хореографией). По мере приобретения вокально-технических навыков
рекомендуется участие в классном или вокальном ансамблях.
Для наилучшего достижения координации между слухом и голосом,
выработке чистой интонации, а так же, учитывая особенности периода
мутации для всех обучающихся, целесообразно предусмотреть совмещение
занятий пением с обучением игре на фортепиано или синтезаторе. Для
проигрывания песенного материала и подготовки домашних заданий,
желательно наличие клавишного инструмента дома.
На протяжении всех лет обучения преподаватель должен следить за
формированием и развитием важнейших вокальных навыков обучающихся
(дыханием, звуковедением, интонацией, дикцией, пением a capella, актерской
работой и др.). Большое внимание педагог должен уделять развитию
8
мелодического и гармонического слуха ребенка и его музыкальной памяти. В
старших классах необходимо развивать умение импровизировать внутри
музыкальной темы, используя звуковысотную импровизацию.
На занятиях эстрадным пением необходимо использовать знания по
эстрадному и джазовому сольфеджио, сценическому движению,
жестикуляции, актерскому мастерству, а так же постоянно работать с
техническими средствами – микрофонами различных модификаций и др.
аппаратурой.
Большое значение в работе с детьми отводится активности самих
детей, воспитанию у них инициативы, творческого отношения к делу.
Контрольные уроки рекомендуется проводить в классе при других
обучающихся, родителях, гостях, тем самым постепенно приобщая
обучающихся к публичным выступлениям. Поскольку концертным
выступлениям предшествует кропотливая работа в классе, то слишком
частых концертных выступлений обучающихся допускать не следует. В
концерте должны выступать только хорошо подготовленные, уверенные в
себе обучающиеся. Известно так же, что не все обучающиеся легко
переносят волнения, связанные с публичными выступлениями, теряют
форму, стабильность. Для них нужно менять условия, проводить показ
работы в другой обстановке. Однако для большинства обучающихся
выступления стимулируют их интерес и продвижение.
Особенности воспитания детского голоса
Методы вокального воспитания детей имеют свою возрастную
специфику. Педагог встречается с еще несложившимся аппаратом и
психикой, с изменяющимися возможностями молодого растущего организма.
1.
У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика,
индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон
голоса, редко выходящий за пределы октавы (,,ре” I октавы – ,,до” II
октавы). С 7 лет в голосовых складках начинается форсирование
специальных вокальных мышц, которое полностью заканчивается к 12
годам. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в
фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса
обучение должно быть щадящим. Целесообразно использовать фальцет и
легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое
серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по
организации звука нужно строить на игровой основе.
2. Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, расширяется диапазон,
проявляются различия в тембровой окраске. Этот период считают
временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети
должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации.
Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука,
развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления. К 13
9
годам диапазон расширяется до октавы и децимы (,,до” I октавы - ,,ми,
фа” II октавы).
3. Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей и подростков.
Это 6-8 и 13-15 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита
активного внимания, другие проявления нестабильности.
4. Мутация. (12-15 лет). Обучающиеся этого периода требуют особенно
бережного отношения в дозировке пения т.к. их голосовой аппарат
чувствителен к перегрузке. Основной характер голоса, как правило не
меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. У
девочек следует избегать форсированного пения, а так же употребления
твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Голоса девочек
обретают полноценное звучание женского голоса. Он становится более
сильным за счет укрепления медиума (медиум – средняя часть диапазона
женского голоса). Наиболее целесообразным с точки зрения охраны
голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное
пение, без форсировки звука.
5. Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте 12-14 лет у них
начинается период скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов
смещается вниз примерно на октаву, приобретают полутора октавный
диапазон натурального грудного звучания и сохраняет фальцетные
возможности для верхнего участка диапазона выше переходных нот.
Занятий в этот период можно не прекращать. Начинать впервые
заниматься пением в мутационный период нецелесообразно.
С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса, исчезают
болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно
формируется тембр будущего взрослого голоса.
Подбор репертуара
Репертуар для обучающегося должен подбираться в зависимости от
учебной задачи и усложняться от класса к классу. При подборе репертуара
следует избегать высокой или слишком низкой тесситуры песен,
тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям
обучающегося, не допускать завышения репертуара по степени трудности.
Литературно-поэтический текст и содержание произведений должны
соответствовать возрасту.
Огромное влияние на развитие качества исполнения обучающимися
произведений оказывает работа педагога над художественным образом,
поэтому выбранные произведения должны быть художественно
интересными, убедительными, структурно ясными и способствовать
правильному развитию голоса учащегося.
При подборе репертуара педагог должен помнить о необходимости
расширения музыкально-художественного кругозора детей. Поэтому в
репертуар каждого ученика должны входить лучшие произведения
народной, классической и современной музыки не только российских
10
авторов и исполнителей, но и произведения ,,звезд” мировой культуры, в
том числе и джазовые композиции. При использовании произведений
зарубежных авторов не следует сразу прибегать к пению на языке оригинала,
т.к. недостаточное знание и понимание иностранного языка сдерживает
формирование у них музыкально-образного мышления.
Исполнение произведений должно отличаться разнообразной
стилистикой. В равной степени должны присутствовать песни с
аккомпанементом педагога и фонограммой, не бояться включать в репертуар
песни a capella. Фонограммы для исполнения должны быть хорошего
качества. Пение вокализов, начиная с простейших, следует вводить, когда
обучающийся овладеет элементами звуковедения и культуры звука.
Формируя выпускную программу в начале года, целесообразно
предусмотреть варианты замены песенного материала. С наиболее
способными и перспективными обучающимися в конце учебного года
возможно подготовить программу сольного выступления, составленную из
лучших произведений за последние годы обучения.
Индивидуальное учебное планирование. Концертные выступления.
При составлении индивидуального плана необходимо учитывать
начальные вокальные и физические данные обучающихся, их состояние,
изменения и перспективы развития. При проявлении характерных признаков,
связанных с мутацией голоса, необходимо корректировать и учебные задачи.
Учебные задачи формируются на основе принципа постепенности и
последовательности, единства художественного и технического развития
певца, с учетом индивидуального подхода. В конце учебного года в плане
следует отразить уровень освоения педагогических задач и степень
продвижения обучающегося, его выступления.
Весь исполнительский репертуар, включая вокализы, планируется
по полугодиям в соответствии с программой и способностями обучающегося.
В индивидуальном плане педагог может указать произведения, выбранные
(без детальной проработки) для знакомства с творчеством какого-либо
композитора, с соответствующим стилем, эпохой, а так же для воспитания и
поддержания интереса обучающегося.
В течение года запланировать 1-3 публичных выступления (на
родительских собраниях, отчетных и тематических концертах, на конкурсах
и фестивалях). Концертный репертуар составляется только из произведений,
пройденных с педагогом в классе.
Критерии оценки знаний и умений учащихся
Следует учитывать, что приобретение знаний и умений происходит
при индивидуальной оценке возможностей обучающихся, поэтому в течение
всего учебного процесса педагог должен вести контроль за качеством знаний,
посещаемостью, успеваемостью, поведением и прилежанием каждого
11
обучающегося, систематически выставлять текущие, экзаменационные,
четвертные и годовые оценки в журнал и дневник, записывать домашние
задания, замечания и особые отметки в дневнике, проводить беседы, давать
рекомендации и советы родителям.
Годовая оценка выставляется с учетом годовой работы ученика и его
продвижения, работы в классе и дома, дисциплины, восприятия замечаний
педагога, участия в концертах, результатов экзамена.
Перевод в следующий класс осуществляется на основе результатов
экзамена по специальности, проводимого в конце II полугодия. При
выставлении итоговых оценок могут
учитываться выступления
обучающегося в творческих выступлениях. Для обучающихся, не
принимающих участие в вышеуказанных мероприятиях по уважительной
причине, назначается дополнительное время для сдачи.
Оценка выступлений обучающихся на промежуточных и итоговых
аттестациях осуществляется по пятибалльной системе с возможным
применением «+» и «-» для более точного и объективного оценивания
обучающегося.
При
оценивании
знаний
педагог
пользуется
дифференцированным подходом, учитывая природные вокальные данные,
общий уровень развития и степень музыкальной подготовки.
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
1 класс
В конце 1 года обучения обучающиеся должны:
Знать: общие понятия анатомии голосового аппарата и гигиены певческого
голоса: гортань – источник звука, органы дыхания (диафрагма – главная
дыхательная мышца), резонаторы (головной или верхний, грудной или
нижний).
Механизм
работы
дыхательного
аппарата
(ребернодиафрагматическое дыхание). Атаки звука (мягкая, придыхательная,
твердая). Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).
Уметь:
- правильно применять певческую установку в положении стоя и сидя,
пользоваться певческим дыханием,
- использовать некоторые дыхательные упражнения по системе
Стрельниковой А.Н.
- использовать речевые интонации для получения певческого звука,
- правильно формировать певческую позицию, зевок,
- петь простые мелодии legato, в медленном и среднем темпе в сочетании с
,,опорой” звука,
- пользоваться упражнениями на освобождение гортани и снятие мышечного
напряжения,
- петь упражнения на staccato, для активизации мышц диафрагмы,
- сольмизировать тексты песен, проговаривать тексты в ритме песен,
12
- использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации в
пределах терции,
- исполнять короткие песенки и песенки-попевки под аккомпанемент
концертмейстера и фонограмму без микрофона.
В течение года необходимо проработать с обучающимися:
- вокальные упражнения на поступенное движение и интервалы в пределах
квинты,
- скороговорки, речевые интонации на удобных звуках,
- 4-5 несложных песенок-попевок,
- 3-4 коротких песенки,
К «несложным произведениям» следует отнести простые, как по
степени технической трудности, так и по своей художественной сущности,
вокальные произведения.
2 класс
Продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных
вокально-технических навыков, включаются в работу элементы
исполнительства.
В конце 2 года обучения обучающиеся должны:
Знать: механизм работы голосового аппарата. Способы звуковедения:
staccato, legato, non legato, marcato. работу резонаторов, Понятие дикции.
Микрофон. Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).
Уметь:
- использовать простейшие физические упражнения во время пения,
правильно формировать и интонировать гласные, а так же гласные в
сочетании с согласными,
- пользоваться сменой дыхания в процессе пения,
- управлять работой гортани и резонаторов,
- Соединять грудной и головной регистры,
- следить за чистотой интонации в пределах квинты,
- не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации,
- выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные,
- работать над выразительностью звука,
- в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и
музыки, осваивая прием плавного и гибкого звуковедения,
- исполнять несложные произведения с текстом под аккомпанемент
концертмейстера и фонограмму с частичным применением микрофона.
В течение года необходимо проработать с обучающимися:
-Т53 и t53, вокальных упражнений в пределах квинты;
- 4-5 несложных песенок-попевок,
13
- 4-5 коротких песенки.
3 класс
На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению
полученных за предыдущие два года вокально-технических и
исполнительских навыков, а так же по развитию вокального слуха. Начать
работу над выявлением индивидуального тембра в среднем регистре голоса.
В работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и
музыки, осваивая прием плавного и гибкого звуковедения. Постепенно
подготовиться к исполнению вокализа,
В конце 3 года обучения обучающиеся должны:
Знать: гаммы и арпеджио, первоначальные навыки поведения на эстраде,
основные стили. Микрофон. Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).
Технические средства: магнитофон, звуконосители (диск, флэшка),
элементарные клавиши: пуск, стоп, перемотка вперед-назад. Вокальномузыкальную терминологию.
Уметь:
- исполнять переходные ноты, сглаживать регистры,
- исполнять паузы между звуками без смены дыхания (staccato),
- следить за чистотой интонации в пределах сексты,
- выравнивать звучание по всему диапазону,
- развивать четкую дикцию, выразительность слова,
- чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых
произведениях,
- выполнять простейшие исполнительские задачи,
- исполнять вокализ,
- владеть техническими средствами (магнитофонами, звуконосителями (диск,
флэшка), знать элементарные клавиши: пуск, стоп, перемотка вперед-назад),
- исполнять песни в разных стилях под аккомпанемент концертмейстера и
фонограмму с использованием микрофона.
В течение года необходимо проработать с обуч-ся:
-Упражнения, включающие T53 и t53 и гаммы;
-1 вокализ;
- 4-5 разноплановых произведения небольшого диапазона в удобной
тесситуре;
-возможно участие в ансамбле.
4 класс
Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания,
интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских
14
задач, поставленных педагогом. Начинается работа над подвижностью голоса
в упражнениях, над выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре,
над выработкой ощущения пространственной перспективы во время пения.
В конце 4 года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- ощущение округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции,
- ощущение пространственной перспективы во время пения. Микрофоны
различных модификаций. Микрофоны различных модификаций. Звучание
фонограммы (плюсовая, минусовая). Технические средства: магнитофон,
звуконосители (диск, флэшка), элементарные клавиши: пуск, стоп,
перемотка вперед-назад. Вокально-музыкальную терминологию.
Уметь:
- исполнять кантилену (восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио),
пользоваться правильной артикуляцией, четкой дикцией, фразировкой,
- исполнять динамические оттенки в удобной тесситуре,
- исполнять вокализ,
- пользоваться ,,опорой” звука при пении широких интервалов,
- следить за чистотой интонации в пределах септимы,
- исполнять произведения зарубежных авторов на языке оригинала
(иностранные песни),
- пользоваться микрофонами различных модификаций,
- воссоздать сценический образ в вокальном произведении с текстом.
-исполнять произведения под аккомпанемент концертмейстера и фонограмму
с использованием микрофонов различных модификаций.
В течение года необходимо проработать с обуч-ся:
-Упражнения, включающие T53 и t53 и гаммы;
-1 вокализ (кантиленного характера);
- 4-5 разноплановых произведения.
5 класс
Педагогу проанализировать состояние данных обучающегося, их
развитие, и, учитывая вступление в переходный возрастной период, более
точно определить индивидуальные задачи. При благоприятном состоянии
голоса у обучающегося с хорошими данными и продвижением возможно
некоторое расширение диапазона звучания, без форсировки и напряжения.
В конце 5 года обучения обучающиеся должны:
Знать: Микрофоны различных модификаций. Звучание фонограммы
(плюсовая, минусовая). Технические средства: магнитофон, звуконосители
(диск, флэшка), элементарные клавиши: пуск, стоп, перемотка вперед-назад.
Вокально-музыкальную терминологию. Ощущение высокой певческой
15
позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов,
процесс записи плюсовых фонограмм в студии звукозаписи.
Уметь:
- пользоваться ровностью голоса на всем его протяжении,
- самостоятельно осваивать и анализировать музыкальный материал,
- самостоятельно работать над осмыслением сценического образа,
- следить за чистотой интонации в пределах октавы,
- работать над качеством звука,
- исполнять вокализ,
- совместно с педагогом принимать решения о световом, цветовом и
хореографическом исполнении материала,
- владеть специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато,
- работать над драматургией произведения, сценическим поведением,
- исполнять произведения с широким диапазоном под аккомпанемент
концертмейстера и фонограмму с использованием микрофонов различных
модификаций.
В течение года необходимо проработать с обуч-ся:
-Упражнения, включающие T53 и t53 гаммы и арпеджио;
-Упражнения на вокальную технику в пределах октавы;
-1 вокализа (кантиленного характера);
- 4-5 разноплановых произведения.
6 класс
В течение учебного года следует обратить внимание на устранение
имеющихся недостатков в организации процесса певческого дыхания и
органичного звуковедения.
Кроме того следует продолжить работу по выравниванию звучания по
всему диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими
задачами,
включая
музыкальное
и
смысловое
интонирование,
эмоциональность исполнения произведений, а так же над развитием навыков
публичных выступлений.
В конце 6 года обучения обучающиеся должны:
Знать: Микрофоны различных модификаций. Звучание фонограммы
(плюсовая, минусовая). Технические средства: магнитофон, звуконосители
(диск, флэшка), элементарные клавиши: пуск, стоп, перемотка вперед-назад.
Вокально-музыкальную терминологию. Процесс записи плюсовых
фонограмм в студии звукозаписи.
Уметь:
- исполнять вокализ,
- исполнять произведения без сопровождения (a cappella),
16
- следить за чистотой интонации в пределах октавы,
- пользоваться специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато,
- работать над драматургией произведения, сценическим поведением,
- анализировать собственное исполнение в студии звукозаписи.
- исполнять произведения a cappella, под аккомпанемент концертмейстера и
фонограмму с применением микрофонов различных модификаций.
В течение года необходимо проработать с обучающимися:
-Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, малое арпеджио в медленном
темпе, упражнения на legato и staccato, интервалы и скачки в пределах
октавы;
-1 вокализа (кантиленного или ускоренного характера);
- 4-5 разноплановых произведения.
7 класс (выпускной)
Формируя выпускную программу в начале года, целесообразно
предусмотреть варианты замены произведений.
В конце 7 года обучения обучающиеся должны:
Знать: основы профессионального поведения на сцене. Микрофоны
различных модификаций. Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).
Технические средства: магнитофон, звуконосители (диск, флэшка),
Уметь: использовать вокально-технические и исполнительские навыки в
подготовке выпускной программы,
- самостоятельно распеваться,
- самостоятельно разбирать и прорабатывать музыкальный материал,
используя знания по сольфеджио, сценическому движению, актерскому
мастерству,
- самостоятельно работать с вокально-техническими средствами в студии
звукозаписи,
- использовать импровизационные навыки в звуке и мелодическом ряду,
- самостоятельно анализировать выступления на прослушиваниях,
- работать над качеством звука,
В течение года необходимо проработать с обучающимся:
- 5-6 разноплановых произведений.
8 класс (профориентационный)
В течение учебного года продолжается работа по освоению и
углублению вокально-технических навыков, элементов исполнительской
техники.
17
В конце 8 года обучения обучающиеся должны:
Знать: основы профессионального поведения на сцене. Микрофоны
различных модификаций. Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).
Технические средства: магнитофон, звуконосители (диск, флэшка),
элементарные клавиши: пуск, стоп, перемотка вперед-назад. Вокальномузыкальную терминологию. Процесс записи плюсовых фонограмм в
студии звукозаписи.
Уметь:
- вырабатывать индивидуальные исполнительские качества,
- вырабатывать свою манеру исполнения,
- подчинять все вокально-технические навыки исполнительскому мастерству.
- использовать вокально-технические
и исполнительские навыки в
подготовке концертных выступлений.
В течение года необходимо проработать с обучающимся:
- 5-6 разноплановых произведений.
II. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план
№
п/п
Название разделов, блоков,
тем
1. Речь – основа естественного
звучания певческого голоса.
2. Строение и механизм работы
голосового аппарата.
3. Гигиена певческого голоса.
Кол-во часов по годам обучения
1
2
3
4
5
6
7(8)
кл. кл. кл. кл. кл. кл. кл.
8
8
6
4
4
2
-
-
-
-
2
2
2
-
-
-
-
4. Певческая установка (стоя,
сидя)
4
4
4
-
-
-
-
5. Дыхание. Упражнения на
дыхание.
8
8
8
8
8
6
6
6. Способы звуковедения.
4
4
4
4
4
4
4
7. Звукообразование. Атака
4
4
4
4
4
4
4
18
звука.
8. Интонация.
10
10
10
10
10
10
8
9. Дикция и артикуляция.
8
8
8
4
4
4
4
10. Средства исполнительской
выразительности.
11. Диапазон певческого голоса.
-
-
2
4
4
4
4
2
2
4
6
6
8
10
12. Хореография.
-
-
-
4
4
4
4
13. Подбор репертуара.
4
4
4
4
4
4
4
14. Технические средства.
-
-
-
4
4
2
2
15. Студия звукозаписи.
-
-
-
4
4
4
6
4
6
68
4
6
68
4
6
68
4
8
68
4
8
68
4
10
68
2
10
68
16. Навыки поведения на эстраде.
17. Концертная деятельность.
ИТОГО:
III.
Содержание программы
Содержание обучения, требования к подготовке обучающихся по
предмету в полном объеме совпадают с взятой за основу примерной
программой «Эстрадное пение» для ДМШ эстрадно-джазовых школ и
эстрадно-джазовых отделений ДШИ (Москва 2005), составитель Т.А.
Хасанзянова.
IV.
Формы и виды контроля.
В образовательном процессе по данному предмету используются
разнообразные виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
Сроки проведения академических концертов, экзаменов, зачетов,
прослушиваний и выпускных экзаменов по предмету «Эстрадный вокал»
определены учебным планом.
I полугодие
II полугодие
19
1 класс
2 класс
Контрольный урок в
классе – прослушивание
программы 1-го экзамена
по специальности без
микрофона (декабрь)
Академический концерт
на сцене с микрофоном:
1 фортепиано, 1
фонограмма (декабрь)
Академический концерт
на сцене с микрофоном:
1 фортепиано, 1
фонограмма (декабрь)
Экзамен на сцене без
микрофона (май)
4 класс
Академический концерт
на сцене с микрофоном:
1 фортепиано, 1
фонограмма (декабрь)
5 класс
Академический концерт
на сцене с микрофоном:
1 фортепиано, 1
фонограмма (декабрь)
6 класс
Академический концерт
на сцене с микрофоном:
1 фортепиано, 1
фонограмма (декабрь)
7 класс
(выпускной)
I прослушивание с
микрофоном (декабрь) 4 разнохарактерные
песни, одна из них –
иностранная
Экзамен на сцене с
микрофоном: 1
фортепиано,
1 фонограмма (май)
Технический зачет
(март)
Экзамен на сцене с
микрофоном: 1
фортепиано,
1 фонограмма (май)
Технический зачет
(март)
Экзамен на сцене с
микрофоном: 1
фортепиано,
1 фонограмма (май)
Технический зачет
(март)
Экзамен на сцене с
микрофоном: 1
фортепиано,
1 фонограмма (май)
Технический зачет
(март)
Экзамен на сцене с
микрофоном:
1 фортепиано, 1
фонограмма (май)
II прослушивание с
микрофоном (мартапрель),
Выпускной экзамен
(май)
8 класс
Академический концерт
(профориентационный) на сцене с микрофоном:
1 фортепиано, 1
фонограмма (декабрь)
Экзамен на сцене с
микрофоном: 1
фортепиано,
1 фонограмма (май)
3 класс
20
Требования к репертуару
Для академического концерта и экзамена:
2 песни: быстро-медленно, громко-тихо
• Не допускается исполнение песен дискотечного клубного жанра
Для технического зачета
Гаммы, упражнения, скороговорки, вокализ, вокально-музыкальная
терминология
Для выпускного экзамена
4 разнохарактерные песни: одна из них – иностранная
• Исполнение народной песни (a capella) – по необходимости,
• Исполнение песни под ,,живой” аккомпанемент - по желанию.
V. Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы необходимо:
• наличие контингента обучающихся;
• наличие профессиональных специалистов в области вокального
обучения детей;
• профессиональный концертмейстер;
• наличие кабинета, оснащенного музыкальными инструментами
(фортепиано), музыкальным центром;
• концертный зал с необходимым техническим оборудованием:
акустической звуковоспроизводящей аппаратурой (колонки,
усилитель, голосовая обработка, коммуникации); микрофонами;
• музыкально – дидактический материал.
VI.
Список литературы
1. Алиева Э. В. Теоретические основы гармоничного развития вокального
слуха младших школьников.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ,
1983г.
3. Вайкль Бернд «О пении и прочем умении». М., 2002.
4. Вокальная школа художественного руководителя эстрадно-вокальной
студии «А+В» Т.В. Охомуш;
5. Гамбицкая Е.Я. К обучению мальчиков в хоре начальной школы. Изд.
Академия Педагогических наук РСФСР, 1955
6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства.
Методическое пособие. Издание IV. Ростов-на-Дону, 2008.
7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М., 2000.
21
8. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб-МКраснодар, 2004.
9. Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокальноартикуляционных навыков у учащихся младших классов.
10.Кравченко А.М. «Секреты бельканто». М., 1993.
11.Луканин В.М. «Обучение и воспитание молодого певца». Л., 1977.
12.Маркова Е.С.Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе
обучения. Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ.
М., 1990
13.Морозов В.П. «Вокальный слух и голос». М.-Л., 1965.
14.Морозов В.П. «Искусство резонансного пения». М., 2002.
15.Морозов В.П. «Тайны вокальной речи» Л., 1967.
16.Музыка. Программа общеобразовательных учреждений: 1-8 классы под
руководством Д.Кабалевского М., Просвещение, 2005;
17.Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкальных произведений как
условия певческого развития младших школьников. 1993
18.Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания,
связанные с охраной детского голоса / Сб. ст. Работа с детским хором.
М., «Музыка», 1981
19.Симоненко В.С. «Лексикон джаза». Киев, 1981.
20.Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для
учителей пения. М-Л., «Просвещение», 1965
21.Сохор А.Н. «Воспитательная роль музыки». М.,1983.
22.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,
«Прометей», 1992
23.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М., 1961.
24.Чернова Л.В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе
формирования вокальной интонации у младших школьников Изд.
МГПИ им. Ленина, М., 1990
25.Чишко О.С. «Певческий голос и его свойства». М.-Л., 1966.
26.Юшманов В.И. «Вокальная техника и ее парадоксы». СПб., 2002.
22
VII. Приложения. Примерный репертуар
1 класс
Андрей-воробей.
Белый снег. Попевка
Часы. Муз. Н. Метлов
Поезд. Муз. Н. Метлов
Лошадка Муз. Г. Пятигорский, сл. В.Лученка
Самая хорошая. Муз. В. Иванников
Две лягушки
Грибы
Колыбельная кисоньки. Муз.В.Чернявского, сл.Т.Гонтарь
Паровоз. Муз. Г.Эрнесакс
Чемодан. Считалка.
Перепелочка. Белорусская народная песня
Подарки. Муз. Б. Кравченко, сл. В. Орлова
Колыбельная заюшки. Муз. В.Чернявского, сл.Т.Гонтарь
2 класс
Маленький кораблик сл. и муз В. Колесникова
Мама, будь всегда со мною рядом сл. и муз. П. Чащегорова
Морской волк сл. и муз. С. Лапшонова
Острова сл. Л. Дербенева, муз. Ю. Черновского
Мы будем танцевать сл. и муз. А. Семина
Я звоню тебе – С.Уандер
Занавес – Р.Паулс
Песня Анюты из к/ф ,,Веселые ребята” – И.Дунаевский
Алфавит. Муз. Р. Паулса, сл. И. Резника
Как лечили бегемота
Три желания. Гр. «Саманта»
Васильковая поляна
Улыбка – В.Шаинский
Когда мои друзья со мной – В.Шаинский
Чунга-чанга – В.Шаинский
23
3 класс
Ангелы добра сл. и муз. Л. Заблоцкой
Зурбаган сл. Л. Дербенева, муз. Ю. Черновского
Если бы я была кошкой сл. и муз. Е. Рябова
Пиратский блюз сл. и муз. Е. Парашина
Весна идет сл. М. Вольпина, муз. И. Дунаевского
Песня о надежде – Е.Крылатов
Спасибо, музыка! – М.Минков
Маленькая страна – И.Николаев
Голубой вагон – В.Шаинский
33 коровы – М.Дунаевский
Ромашковая кошка – В.Протасов
Не волнуйтесь понапрасну – Е.Крылатов
Матросская шапка. Муз.В.Чернявского, сл.И.Вараввы
4 класс
А я шагаю по Москве сл. Г. Шпаликова, муз. А. Петрова
Белые ангелы сл. А. Котикина, муз. М. Фадеева
Россия сл. и муз. С. Лапшакова
У деревни крюково сл. Острового, муз. М. Фрадкина
Non stop сл. и муз. А. Билого
Моя любовь – И.Дунаевский
Лебединая верность – Е.Мартынов
Песня из к/ф ,,Титаник” – С.Дион
Let it be – П.Маккартни
Крылатые качели – Е.Крылатов
Маленький принц – М.Таривердиев
Прекрасное далеко – Е.Крылатов
Черный кот – Ю.Саульский
5 класс
В двух шагах от мечты муз. Т. Демчук, сл. М. Дорошевич
Находка муз. А. Ермолова, сл. А. Бочковской
Как воспеть эту землю муз. Ю. Саульского, сл. Л. Завольнок
Звезда муз. и сл. М. Фадеева
Рисуют мальчики войну муз. и сл. А. Богословского
Московские окна муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского
Бумажный змей – И. Николаев
6 класс
Старый рояль муз. М. Минкова, сл. Д. Иванова
Белая река муз. Б. Серкебаева, сл. Е. Шахеева
24
Я просто влюбилась муз. и сл. М. Фадеева
Смайлик муз. и сл. А. Кочетова
Чарли муз. Р.Паулса, сл. И. Резника
Весна муз. и сл. Chick-Flick
Осень – А.Макаревич
7 класс
Песнь земли М. Джексон
Deat future husbend M. Trainor
Ивушка муз. В. Дьяконова, сл. В. Лозового
Обещание муз. и сл. Джамалдиновой, Антонян
Piu che puoi Э. Рамазотти, Шер
Moon River Г. Мангини, Д. Мерсер
What if - G. Alates, И. Бьернберг
Ангел-хранитель – И.Крутой
Мечта – О.Газманов
8 класс (профориентационный)
Песня о надежде – Е.Крылатов
Спасибо, музыка! – М.Минков
Странники в ночи – Б.Кемпферт
Мама – О.Газманов
Половинка – В.Резников
Ах, этот вечер – М.Дунаевский
Ночью и днем – А.Портер
Карточный домик – В.Резников
Вдохновение – И.Крутой
Ночь в Тунисе – Д.Гиллеспи
A million voices - G. Alates, И. Бьернберг
Примерные вокализы и упражнения
А. Варламов. Школа пения. Избранные вокализы.
Г. Зейдлер. Избранные вокализы.
Г. Панофка. Избранные вокализы.
Г. Шарф. Вокализы для средних голосов.
Дж. Конконе. Избранные вокализы.
М. Глинка. Упражнения для усовершенствования голоса
Н. Ваккаи. Школа пения.
Ф. Абт. Школа пения.
Примерная вокально-музыкальная терминология
25
Вокальная музыка – музыка для пения
Трэк (track) – дорожка
Атака звука – момент зарождения звука
Унисон – совпадение звуков по высоте
Нюансы – динамические оттенки
F (форте) – громко
P (пиано) – тихо
Тембр – окраска звука
Дикция – четкое произношение букв и слогов
Legato (легато) – связно
Staccato (стаккато) – отрывисто
Интервал – соотношение между двумя звуками по высоте
Соло – один исполнитель
Ансамбль – вместе, слитно
Диапазон – интервал между самым низким и самым высоким звуками голоса
Имитация – подражание
Big-bend (биг-бэнд) – большой оркестр
Блюз – печальный, меланхоличный
Вокализ – пение без слов на гласную букву или слог
Вступление – начальная часть произведения, инструментальная мелодия
Кульминация – вершина произведения
Кода – заключительная часть произведения
Мелодия – одноголосный напев
Песня – музыкальный жанр, объединяющий музыку и текст
Импровизация – неожиданность, непредвиденность
Аккомпанемент – инструментальное сопровождение солирующему голосу
Дуэт – два исполнителя
Трио – три исполнителя
Сопрано – высокий женский голос
Альт – низкий женский голос
Тенор – высокий мужской голос
Бас – низкий мужской голос
Романс – произведение для голоса с инструментом
Джем-сешн – случайная встреча музыкантов для совместного исполнения
Вибрато – колебания звука за счет движения диафрагмы
Фальцет – пение без опоры
Резонаторы – (грудной, головной)
Интонация – звуковысотная точность исполнения музыки
1