Программа

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Рабочая программа по учебному предмету

ПО.01.УП.04. ХОРОВОЙ КЛАСС
8 лет обучения

Качканар 2015

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Директор МУДО «ДМШ»

Протокол № ___ от «___» _____ 2015 г.

_____________ И.В.Хазова
«___» _____ 2015 г.

Составитель – Алиева Екатерина Владимировна, преподаватель МОУ ДОД
«ДМШ» г. Качканар, 1 КК (хор)

Рецензент – Тупицына Наталья Борисовна, преподаватель МОУ ДОД
«ДШИ» г.Качканар, ВКК (хор)

Рецензент – Хазова Инна Викторовна, преподаватель МОУ ДОД «ДМШ»
г.Качканар, 1 КК (хор)

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
Объем

-

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
-

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета;
II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

-

Методические рекомендации педагогическим работникам

-

Организация самостоятельной работы

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа
основе

и

с

учебного предмета «Хоровой класс»
учетом

федеральных

государственных

разработана
требований

на
к

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства «Фортепиано», может использоваться
при реализации предмета «Хоровой класс» в рамках дополнительных
предпрофессиональных
инструменты»,

общеобразовательных

«Духовые

и

ударные

программ

«Струнные

инструменты»,

«Народные

инструменты» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на
данный предмет ФГТ.
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых
видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс»
является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии
музыканта-инструменталиста.
В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с
обучением игре на одном

из музыкальных инструментов, хоровой класс

служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей,
помогает

формированию

овладения

интонационных навыков,

исполнительским

искусством

на

необходимых для

любом

музыкальном

инструменте.
Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми
знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое
воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие
ученика.

2. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс»
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с
шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой
класс»:
Таблица 1
Срок обучения

8 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

477

Количество часов на аудиторные занятия

345,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)
работу

131,5

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11
человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение
занятий хором следующими группами:
младший хор: 1-4 классы
старший хор: 5-8 классы
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные
формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает
возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также
уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
5. Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового
исполнительства.

Задачи:
 развитие

интереса

к

классической

музыке

и

музыкальному

творчеству;
 развитие

музыкальных

способностей:

слуха,

ритма,

памяти,

музыкальности и артистизма;
 формирование умений и навыков хорового исполнительства;
 обучение

навыкам

самостоятельной

работы

с

музыкальным

материалом и чтению нот с листа;
 приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и
публичных выступлений.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс»
Обоснованием
государственные

структуры
требования,

программы

являются

отражающие

все

федеральные

аспекты

работы

преподавателя с обучающимися.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и
посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках
предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных

методиках

и

сложившихся

традициях

хорового

исполнительства.
8.

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного предмета «Хоровой класс»
Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс»
должны быть созданы следующие материально-технические условия,
которые включают в себя:
- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками
для хора, звукотехническим оборудованием,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой
класс» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или
пианино).
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение

учебного

предмета

«Хоровой

класс»,

на

максимальную,

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках
реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано»:

аудиторные занятия: с 1 по 3 класс – 1 час в неделю, с 4 по 8 класс – 1,5
часа в неделю;
самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс – 0,5 часа в неделю.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам,
экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям возможно
проведение консультаций.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части
образовательной программы в области искусств распределяется по годам
обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет федеральными государственными требованиями.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей
ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
посещение

-

учреждений

культуры

(виртуальной

филармонии,

концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
культурно-просветительской

деятельности

образовательного

учреждения и др.
2.

Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов:
открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты,
мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции),

участие

в

смотрах-конкурсах,

фестивалях,

концертно-массовых

мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено
примерно

следующее

количество

произведений:

младший

хор

инструментальных отделений – 10-12, старший хор инструментальных
отделений – 8-10 (в том числе a cappella).
Основные репертуарные принципы:
1. Художественная

ценность

произведения

(необходимость

расширения музыкально-художественного кругозора детей).
2. Решение учебных задач.
3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с
современными композиторами и народными песнями различных жанров,
патриотическими песнями).
4. Содержание произведения.
5. Музыкальная

форма

(художественный

образ

произведения,

выявление идейно-эмоционального смысла).
6. Доступность: а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам;
7. Разнообразие:
нюансировке;

а) по стилю;

б) по содержанию; в) темпу,

г) по сложности.
Вокально-хоровые навыки

Младший хор

Таблица 2
Старший хор

Певческая установка и дыхание
Певческая
установка,
положение
Закрепление
навыков,
корпуса, головы, артикуляция при пении. полученных в младшем хоре.
Навыки пения сидя и стоя.
Различная
атака
звука.
Исполнение
пауз
между
Дыхание перед началом пения. звуками без смены дыхания
Одновременный вдох и начало пения. (стаккато). Совершенствование
Различный характер дыхания перед началом навыков «цепного» дыхания.
пения в зависимости от характера

исполняемого
произведения.
Смена Развитие навыков хорового
дыхания в процессе пения; различные исполнительства и артистизма.
приемы (короткое и активное дыхание в
быстром темпе, спокойное и активное в
медленном).
Цезуры.
Знакомство
с
навыками «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция
Естественный, свободный звук без
крика
и
напряжения
(форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука.
Округление
гласных,
способы
их
формирования в различных регистрах.
Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp,
p, f.
Развитие дикционных навыков. Гласные
и
согласные,
их
роль
в
пении.
Взаимоотношение гласных и согласных в
пении. Отнесение внутри слова согласных к
последующему слогу.

Закрепление
навыков,
полученных в младшем хоре.
Развитие
свободы
и
подвижности
артикулярного
аппарата за счет активизации
работы губ и языка. Выработка
навыка активного и четкого
произношения
согласных.
Развитие дикционных навыков
в быстрых и медленных темпах.
Сохранение
дикционной
активности при нюансах p и pp.

Ансамбль и строй
Выработка
активного
унисона,
ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших
длительностей, соблюдение динамической
ровности
при
произнесении
текста.
Постепенное
расширение
задач:
интонирование произведений в различных
видах мажора и минора, ритмической
устойчивости в более быстрых и медленных
темпах с более сложным ритмическим
рисунком.
Устойчивое
интонирование
одноголосной
партии
при
сложном
аккомпанементе.
Навыки
пения
двухголосия с аккомпанементом. Пение
несложных
двухголосых
песен
без
сопровождения.

Закрепление
навыков,
полученных в младшем хоре.
Совершенствование ансамбля и
строя в произведениях более
сложной
фактуры
и
музыкального
языка.
Выработка чистой интонации
при двух-, трехголосном пении.
Владение навыками пения без
сопровождения

Формирование исполнительских навыков
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного
текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой
структуры, гармонической канвы произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение
формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей
исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление
двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в
середине произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Примерный репертуарный список
Младший хор
Аренский А. «Спи дитя мое, усни»
Глинка М. «Ложится в поле мрак ночной» (из оперы «Руслан и
Людмила»)
Гречанинов А., «Призыв весны», «Дон-дон»,
Ипполитов-Иванов М. «Ноктюрн»
Калинников В. «Весна», «Тень-тень», «Мишка»
Кюи Ц. «Майский день», «Цирк кота Морданки»
Лядов А. «Колыбельная», «Окликание дождя»
Римский-Корсаков Н. «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»)
Чайковский П. «Мой садик», «Колыбельная песнь в бурю», «Хор
мальчиков» (из оперы «Пиковая дама»),
Мусоргский М. «Песня про комара» из оперы Борис Годунов
Шуман Р. «Небывалая страна»

Паулс. Р. «Кашалотик»
Фролова И. «Зимушка-зима»
Парцхаладзе М. «Ручеек»,
Колмановский Э. «Красивые мамы»
Шаинский В. «Мир похож на цветной луг», «Облака»
Крылатов Е. «Не волнуйтесь понапрасну»
Веврик. Е. «Забавки» («Шел медведь», «Грустная колыбельная», «Два
кота»)
Крупа-Шушарина С. «Пасха в гости к нам пришла», «Вечные огни»
Важов В. «Подарите мне жирафу»
Горбина Е. «Осенняя загадка»
Неаполитанская песня «Колыбельная» (обр. В. Мельо)
Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. РимскогоКорсакова)
Русская народная песня «На горе-то калина» (обр. С. Прокофева)
Словацкая народная песня «Спи, моя милая» (обр. В.Неедлы)

Старший хор
Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»)
Борнтянский Д. «Коль славен»
Глинка М. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»),
«Патриотическая песня», «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин»)
Даргомыжский А. «Тише-тише» (Хор русалок из оперы «Русалка»)

Ипполитов-Иванов М. «Ноктюрн»,
Кюи Ц. «Весна»,
Рахманинов С. «Славься»,
Римский-Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка»
Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины»
Чайковский П. «Соловушко»
Чесноков П. «Распустилась черемуха»
Бортнянский Д. «Многая лета»
Анцев М. «Задремали волны»
Бетховен Л. «Восхваление природы человеком»
Брамс И. «Колыбельная»,
Перголези Д. «Stabat Mater» №№ 11, 12
Свиридов Г. «Колыбельная»
Дубравин Л. «Песня о земной красоте»
Новиков А. «Эх, дороги»
Струве Г. «Музыка»
Крылатов «Крылатые качели»
Дунаевский И. «Песенка о веселом ветре»
Украинская народная песня «Щедрик» (обр. Леонтович)
Русские народные песни «Во лузях» (обр. В. Попова)
«Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)
«Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова)

«В сыром бору тропина» (обр. А.Гречанинова)
Словацкая народная песня «Волынщик» (обр. Л. Бардоша)
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой
класс», являются следующие знания, умения, навыки:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей

хоровых

партитур,

художественно-исполнительских

возможностей хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том
числе

отражающие

взаимоотношения

между

солистом

и

хоровым

коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских,
народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
-наличие

практических навыков исполнения

партий в составе

вокального ансамбля и хорового коллектива.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения младшего и старшего хоров используются
две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:

- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий;
- сдача партий в квартетах (в старшем хоре)
- контрольный урок в конце каждой четверти.
Виды промежуточного контроля:
- переводной зачет в старший хор и по окончании освоения
предмета.
Учет успеваемости учащихся проводится на основе текущих
занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний
хоровых партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях
хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог,
опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого
ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного
материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его
интерес к учебе.
При

выведении

итоговой

(переводной)

оценки

учитывается

следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на зачете (академическом концерте);
 другие выступления ученика в течение учебного года.
2.Критерии оценок
По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

регулярное посещение хора, отсутствие
пропусков без уважительных причин, знание
своей партии во всех произведениях,
разучиваемых в хоровом классе, активная
эмоциональная работа на занятиях, участие на
всех хоровых концертах коллектива

4 («хорошо»)

регулярное посещение хора, отсутствие
пропусков без уважительных причин, активная
работа в классе, сдача партии всей хоровой
программы при недостаточной проработке
трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная
неточность),
участие
в
концертах хора

3 («удовлетворительно»)

нерегулярное посещение хора, пропуски без
уважительных причин, пассивная работа в
классе, незнание наизусть некоторых партитур
в программе при сдаче партий, участие в
концертных выступлениях хора в случае
пересдачи партий

2 («неудовлетворительно»)

пропуски хоровых занятий без уважительных
причин, неудовлетворительная сдача партий в
большинстве партитур всей программы,
недопуск к выступлениям на концертах;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения,
соответствующий программным требованиям

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной, но она может быть дополнена системой «+» и «-», что дает
возможность более конкретно отметить выступление учащихся.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению

профессионального

образования

в

области

музыкального

хорового

искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к
хоровому пению, сформировать необходимые навыки и

выработать

потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что
хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и
навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым
партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения
сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам
необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху
способствует развитию музыкальной памяти.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и
развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием,
звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи,
расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости
расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что
хоровое пение – мощное средство патриотического, художественноэстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и
зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных
композиторов и народными песнями разных жанров.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической
фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить
кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его
частей.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением
вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной
формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки.
Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются
руководителем

хорового

класса

для

выявления

своеобразия

стилей

отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы
способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают
формировать их художественную культуру.
Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является
одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков
коллективного музицирования. Всемерно используя возможности групповых
занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя
забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь исходя из этого можно
профессионально строить работу над всеми компонентами хорового
звучания. Так, при организации учебного процесса в школе целесообразно
руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм
занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже
индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать
успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.
2.

Организация самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с
освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на
сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе
хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна
заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в
произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится

дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней
подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно
исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без
сопровождения.
Выполнение

обучающимся

домашнего

задания

должно

контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными
изданиями, в соответствии с программными требованиями по данному
предмету.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.

Список рекомендуемой нотной литературы

1. Ходош Э. «Поет детский хор». Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 1998 г.
2. Аверина Н.В. «Русская духовная музыка» М.,«Владос», 2001
3. Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара.
Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007
4.Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных
способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001
5. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997
6. Халабузарь П., Попов В. «Хоровой класс»
7. «Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989
8. Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1979
9. Нотный архив Бориса Тараканова (notes.tarakanov.net)
10. http://igraj-poj.narod.ru

2.

Список рекомендуемой методической литературы

1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М.,
1987.
2. Михайлова

М.

Развитие

музыкальных

Ярославль, «Академия развития», 1997
3. Струве Г. Школьный хор. М.,1981

способностей

детей.

–

4. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания.
– Санкт-Петербург, 2000
5. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
6. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
7. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».