Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,
«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ», «СТРУННЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ХОРОВОЙ КЛАСС
(предмет по выбору)
3 (4) года обучения
г. Качканар 2016
ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом
Директор МУДО «ДМШ»
Протокол № ___ от «___» _____ 2016 г.
_____________ И.В.Хазова
«___» _____ 2016 г.
Составитель – Алиева Екатерина Владимировна, преподаватель МУДО
«ДМШ» г. Качканар, ВКК (хор)
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Сведения о затратах учебного времени.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цель и задачи учебного предмета.
6. Структура программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
II. Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Нотная литература
2.. Методическая литература.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа
учебного предмета «Хоровой класс» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ.
Хоровой класс в детской музыкальной школе занимает важное место в
системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает
художественный вкус детей, расширяет и
обогащает их музыкальный
кругозор, способствует повышению культурного уровня. В школе, где
учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из
музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших
факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию
интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским
искусством на любом музыкальном инструменте. Данный предмет является
предметом
по
выбору
для
учащихся
инструментальных
отделений.
Учащиеся, занимающиеся хоровым или сольным пением, также могут
посещать хоровой класс в рамках предмета по выбору. Это поможет им
приобрести
более
качественные
вокальные
навыки,
лучше
развить
музыкальный слух и расширить кругозор.
Основной задачей руководителя хорового класса является привитие
детям любви к хоровому пению, формирование необходимых навыков и
выработка потребности в коллективном музицировании, учитывая, что
хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности.
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества,
взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая
атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему
поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в
этом
залог высоких художественных результатов хора. При организации
занятий необходимо руководствоваться
как вокальными возможностями
детей, так и их возрастом.
Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение
детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на
эстетическое
воспитание
и
художественное
образование,
духовно-
нравственное развитие ученика.
Данная программа рассчитана на 3-4 года обучения.
2.
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс»
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» (срок обучения
3(4) года) отделений
- «Фортепиано»,
«Народные
инструменты»,
«Духовые инструменты», «Сольное пение», «Хоровое пение», «Струнные
инструменты» составляет 1 академический час в неделю, 34 часа за
учебный год.
3.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой
класс»:
Таблица 1
Годы обучения (классы)
I
II
III
IV
Количество аудиторных часов в 1
1
1
1
неделю
Количество учебных недель
34
34
34
34
Всего часов
34
34
34
34
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11
человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение
занятий хором следующими группами:
младший хор: возраст детей 6,5 – 11 лет
старший хор: возраст детей 10 лет и старше
Учащиеся возрастом 10-11 лет распределяются по возрастным
группам
на усмотрение преподавателя, в зависимости от вокальных
данных и приобретенных вокально-хоровых навыков.
На
определенных
этапах
разучивания
репертуара
возможны
различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по
партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые
партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого
ребенка.
4. Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на
основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового
исполнительства.
Задачи:
Образовательные:
постановка
и
развитие
голоса,
формирование
вокальных навыков, развитие вокального слуха как важного фактора пения
в единой певческой манере.
Воспитательные:
воспитание
организованности,
внимания,
ответственности в момент коллективного музицирования.
Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности
учащихся в пении
как
дальнейшему саморазвитию.
мотивационного компонента готовности к
4. Структура учебного предмета «Хоровой класс»
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
5. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
6. Описание материально-технических условий реализации
и учебного предмета «Хоровой класс»
Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс»
созданы следующие материально-технические условия, которые включают
в себя:
- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для
хора, пультами и звукотехническим оборудованием,
- учебную аудиторию для занятий со специальным оборудованием
(подставками для хора, роялем или пианино).
II. Годовые требования
В течение учебного года планируется ряд творческих показов:
открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты,
мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции),
участие
в
смотрах-конкурсах,
фестивалях,
концертно-массовых
мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено
примерно следующее количество произведений: младший хор – 10-12,
старший хор – 6-8 (в том числе a cappella).
Основные репертуарные принципы:
1. Художественная
ценность
произведения
(необходимость
расширения музыкально-художественного кругозора детей).
2. Решение учебных задач.
3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с
современными композиторами и народными песнями различных жанров,
патриотическими песнями).
4. Содержание произведения.
5. Музыкальная
форма
(художественный
образ
произведения,
выявление идейно-эмоционального смысла).
6. Доступность: а) по содержанию;
б) по голосовым возможностям;
в) по техническим навыкам;
7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу,
нюансировке;
г) по сложности.
Вокально-хоровые навыки
Таблица 2
Старший хор
Младший хор
Певческая установка и дыхание
Певческая установка, положение корпуса,
Закрепление
навыков,
головы, артикуляция при пении. Навыки пения полученных в младшем хоре.
сидя и стоя.
Различная атака звука. Исполнение
пауз между звуками без смены
Дыхание
перед
началом
пения. дыхания
(стаккато).
Одновременный вдох и начало пения. Различный Совершенствование
навыков
характер дыхания перед началом пения в «цепного»
дыхания.
зависимости от характера
исполняемого Развитие
навыков
хорового
произведения. Смена дыхания в процессе пения; исполнительства и артистизма.
различные приемы (короткое и активное дыхание в
быстром темпе, спокойное и активное в
медленном). Цезуры. Знакомство с навыками
«цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция
Естественный, свободный звук без крика и
напряжения
(форсировки).
Преимущественно
мягкая атака звука. Округление гласных, способы
их формирования в различных регистрах. Пение
non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.
Закрепление
навыков,
полученных в младшем хоре.
Развитие свободы и подвижности
артикулярного аппарата за счет
активизации работы губ и языка.
Выработка навыка активного и
Развитие дикционных навыков. Гласные и четкого произношения согласных.
согласные, их роль в пении. Взаимоотношение Развитие дикционных навыков в
гласных и согласных в пении. Отнесение внутри быстрых и медленных темпах.
слова согласных к последующему слогу.
Сохранение дикционной активности
при нюансах p и pp.
Ансамбль и строй
Выработка активного унисона, ритмической
устойчивости
в
умеренных
темпах
при
соотношении
простейших
длительностей,
соблюдение
динамической
ровности
при
произнесении текста. Постепенное расширение
задач: интонирование произведений в различных
видах мажора и минора, ритмической устойчивости
в более быстрых и медленных темпах с более
сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосной
партии при сложном аккомпанементе. Навыки
пения двухголосия с аккомпанементом. Пение
несложных двухголосых песен без сопровождения.
Закрепление
навыков,
полученных
в
младшем
хоре.
Совершенствование ансамбля и строя
в произведениях более сложной
фактуры и музыкального языка.
Выработка чистой интонации при
двух-, трехголосном пении. Владение
навыками пения без сопровождения
Формирование исполнительских навыков
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по
партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы
произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные
виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений:
пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце
произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
Примерный репертуарный список
Младший хор
Аренский А. «Спи дитя мое, усни»
Глинка М. «Ложится в поле мрак ночной» (из оперы «Руслан и
Людмила»)
Гречанинов А., «Призыв весны», «Дон-дон»,
Ипполитов-Иванов М. «Ноктюрн»
Калинников В. «Весна», «Тень-тень», «Мишка»
Кюи Ц. «Майский день», «Цирк кота Морданки»
Лядов А. «Колыбельная», «Окликание дождя»
Римский-Корсаков Н. «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»)
Чайковский П. «Мой садик», «Колыбельная песнь в бурю», «Хор
мальчиков» (из оперы «Пиковая дама»),
Мусоргский М. «Песня про комара» из оперы Борис Годунов
Шуман Р. «Небывалая страна»
Паулс. Р. «Кашалотик»
Фролова И. «Зимушка-зима»
Парцхаладзе М. «Ручеек»,
Колмановский Э. «Красивые мамы»
Шаинский В. «Мир похож на цветной луг», «Облака»
Крылатов Е. «Не волнуйтесь понапрасну»
Веврик. Е. «Забавки» («Шел медведь», «Грустная колыбельная», «Два
кота»)
Крупа-Шушарина С. «Пасха в гости к нам пришла», «Вечные огни»
Важов В. «Подарите мне жирафу»
Горбина Е. «Осенняя загадка»
Неаполитанская песня «Колыбельная» (обр. В. Мельо)
Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. РимскогоКорсакова)
Русская народная песня «На горе-то калина» (обр. С. Прокофева)
Словацкая народная песня «Спи, моя милая» (обр. В.Неедлы)
Старший хор
Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»)
Борнтянский Д. «Коль славен», «Многая лета»
Глинка М. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»),
«Патриотическая песня», «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин»)
Даргомыжский А. «Тише-тише» (Хор русалок из оперы «Русалка»)
Ипполитов-Иванов М. «Ноктюрн»,
Кюи Ц. «Весна», «
Рахманинов С. «Славься»,
Римский-Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка»
Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины»
Чайковский П. «Соловушка»
Чесноков П. «Распустилась черемуха»
Глиэр Р. «Зима»
Анцев М. «Задремали волны»
Бетховен Л. «Восхваление природы человеком»
Брамс И. «Колыбельная»,
Перголези Д. «Stabat Mater» №№ 11, 12
Свиридов Г. «Колыбельная»
Дубравин Л. «Песня о земной красоте»
Новиков А. «Эх, дороги»
Струве Г. «Музыка»
Крылатов «Крылатые качели»
Дунаевский И. «Песенка о веселом ветре»
Украинская народная песня «Щедрик» (обр. Леонтович)
Русские народные песни «Во лузях» (обр. В. Попова)
«Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)
«Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова)
«В сыром бору тропина» (обр. А.Гречанинова)
Словацкая народная песня «Волынщик» (обр. Л. Бардоша)
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой
класс», являются следующие знания, умения, навыки:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том
числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым
коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских,
народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
-наличие практических навыков исполнения партий в составе
вокального ансамбля и хорового коллектива.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения младшего и старшего хоров используются
две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий
- контрольный урок в конце каждого полугодия.
Виды промежуточного контроля:
- переводной зачет в старший хор и по окончании освоения
предмета.
Учет успеваемости учащихся проводится на основе текущих
занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний
хоровых партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях
хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог,
опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого
ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного
материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его
интерес к учебе.
При
выведении
итоговой
(переводной)
оценки
учитывается
следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете (академическом концерте, годовом контрольном
уроке);
участие в конкурсной деятельности коллектива
другие выступления ученика в течение учебного года.
2.Критерии оценок
По
итогам
исполнения
программы
на
зачете,
академическом
прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Таблица 3
Критерии оценивания выступления
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2
(«неудовлетворительно»)
«зачет» (без отметки)
регулярное
посещение
хора,
отсутствие
пропусков без уважительных причин, знание
своей
партии
во
всех
произведениях,
разучиваемых в хоровом классе (более сложные
партии не обязательно знать наизусть), активная
эмоциональная работа на занятиях, участие во
всех хоровых концертах коллектива
регулярное
посещение
хора,
отсутствие
пропусков без уважительных причин, активная
работа в классе, сдача партии всей хоровой
программы при недостаточной проработке
трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная
неточность),
участие
в
концертах хора
нерегулярное посещение хора, пропуски без
уважительных причин, пассивная работа в
классе, незнание наизусть несложных партитур
в программе при сдаче партий, участие в
концертных выступлениях хора в случае
пересдачи партий
пропуски хоровых занятий без уважительных
причин, неудовлетворительная сдача партий в
большинстве
партитур
всей
программы,
недопуск к выступлениям на концертах;
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения,
соответствующий программным требованиям
Данная система оценки качества исполнения является основной, но
она может быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более
конкретно отметить выступление учащихся.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к
хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать
потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что
хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и
навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым
партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения
сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам
необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху
способствует развитию музыкальной памяти.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и
развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием,
звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи,
расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости
расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что
хоровое пение – мощное средство патриотического, художественноэстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и
зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных
композиторов и народными песнями разных жанров.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической
фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить
кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его
частей.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением
вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной
формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки.
Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются
руководителем
хорового
класса
для
выявления
своеобразия
стилей
отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы
способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают
формировать их художественную культуру.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.
Список рекомендуемой нотной литературы
1. Ходош Э. «Поет детский хор». Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 1998 г.
2. Аверина Н.В. «Русская духовная музыка» М.,«Владос», 2001
3. Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара.
Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007
4.Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных
способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001
5. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997
6. Халабузарь П., Попов В. «Хоровой класс»
7. «Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989
8. Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1979
9. Нотный архив Бориса Тараканова (notes.tarakanov.net)
10. http://igraj-poj.narod.ru
11. Официальный сайт детского хора России (http://childrenchoir.ru)
2.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М.,
1987.
2. Михайлова
М.
Развитие
музыкальных
способностей
детей.
–
Ярославль, «Академия развития», 1997
3. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
4. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания.
– Санкт-Петербург, 2000
5. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
6. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
7. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961