Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ХОР
3 (4) года обучения
г. Качканар 2016
ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом
Директор МУДО «ДМШ»
Протокол № ___ от «___» _____ 2016 г.
_____________ И.В.Хазова
«___» _____ 2016 г.
Составитель – Алиева Екатерина Владимировна, преподаватель МУДО
«ДМШ» г. Качканар, ВКК (хор)
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
образовательном процессе.
Цели и задачи учебного предмета.
Срок реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
Форма проведения занятий, объем учебного времени,
Требования по годам обучения,
Основные репертуарные принципы.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Нотная литература
2. Методическая литература.
роль
в
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа
«Рекомендаций
учебного предмета «Хор» разработана на основе
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ.
Хоровой класс занимает важное место в системе музыкального
образования и воспитания. Для хорового отделения детской музыкальной
школы хор является основной, ведущей учебной дисциплиной, где
формируются важнейшие профессиональные навыки.
Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и
обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного
уровня. Занятия в хоровом классе служат важнейшими факторами развития
слуха, музыкальности детей, помогают формированию интонационных
навыков.
Данная программа является актуальной и современной, т.к. учитывает
параметры воспитания детей. Программа составлена для учащихся младших,
средних и старших классов с учётом их возрастных особенностей, в
соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных
возрастных групп:
Задача руководителя хорового класса: привить детям любовь к
хоровому пению,
сформировать
необходимые
навыки
и
наработать
потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что
хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности. Отбирая
репертуар,
педагог,
должен
помнить
о
необходимости
расширения
музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение –
мощное средство патриотического, эстетического, нравственного воспитания
учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны
сочетаться
с
песнями
патриотическими
и
современных
народными
отечественных
песнями,
а
также
композиторов,
с
духовными
умениями,
навыками,
произведениями.
Цели и задачи учебного предмета
Целями дисциплины являются:
Овладение
1.
учащимися
знаниями,
необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в
сфере хорового искусства после окончания школы;
умение
2.
осваивать
новый
материал
в
вокально-хоровом
исполнительстве;
3. формирование и развитие устойчивого интереса к самообразованию
в области музыкального искусства.
Учебные задачи дисциплины:
1. достижение уровня развития личности, достаточного для ее
творчески-деятельной самореализации и самовыражения в сфере хорового
искусства;
2. достижение такого образовательного результата, который бы
позволил выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мировой
хоровой культуры;
3. обеспечить достаточно высокую степень овладения знаниями,
умениями, навыками в хоровом искусстве, достаточную для приобретения
собственного опыта исполнительской деятельности;
4. сформировать навыки певческой установки и правильного дыхания;
5. развитие дикционных навыков в разных темпах и динамике звука.
Хоровой класс является важнейшей дисциплиной специальности и в
рамках
образовательного
процесса
она
взаимодействует
с
такими
предметами как сольфеджио (основы музыкальной грамоты), музыка и
окружающий мир, музыкальный инструмент.
Срок реализации учебного предмета
Данная рабочая программа предназначена для учащихся хорового
отделения
1-3
классов,
(4)
обучающихся
по
дополнительным
общеразвивающим программам.
II. Содержание учебного предмета
1. Форма проведения занятий, объем учебного времени.
В хоровом классе на хоровом отделении ДМШ занятия проводятся
по группам от 12 человек, составленных с учётом возраста, музыкальной
подготовки и голосовых данных учащихся. Возможны мелкогрупповые
занятия (от 4 до 11 человек), что дает возможность более продуктивно
прорабатывать
хоровые
партии,
а
также
уделять
внимание
индивидуальному развитию каждого ребенка. При организации занятий
целесообразно делить хор на три основных состава: младший, средний и
старший. На усмотрение преподавателя учащиеся распределяются по
данным группам хора в зависимости от возраста, вокальных данных и
приобретенных
в
процессе
обучения
вокально-хоровых
навыков.
Возможны занятия сводными разновозрастными составами хора.
Таблица 1
Класс
1
2
3
4
Кол-во учебных часов в неделю
2
2
2
2
Кол-во учебных недель
34
34
34
34
Общее кол-во часов
68
68
68
68
2. Требования по годам обучения
В течение учебного года планируется ряд творческих показов:
открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты,
мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции),
участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых
мероприятиях.
За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно
следующее количество произведений: младший и средний хор – 10-12
произведений, старший хор– 12-14 произведений (в том числе a cappella).
3. Основные репертуарные принципы:
1. Художественная
ценность
произведения
(необходимость
расширения музыкально-художественного кругозора детей).
2. Решение учебных задач.
3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с
современными композиторами и народными песнями различных жанров,
патриотическими песнями, русской духовной музыкой).
4. Содержание произведения.
5. Музыкальная
форма
(художественный
образ
произведения,
выявление идейно-эмоционального смысла).
6. Доступность: а) по содержанию;
б) по голосовым возможностям;
в) по техническим навыкам;
7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу,
нюансировке;
г) по сложности.
Младший хор
1. Начальные вокально-хоровые навыки. Осанка певца в хоре,
свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. Навыки пения
сидя и стоя.
2. Певческое
дыхание:
прием
костно-абдоминального
дыхания.
Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания в
зависимости от темпа и стиля исполняемого сочинения. Смена дыхания в
процессе пения. Первоначальная работа над цепным дыханием.
3. Интонационные
навыки:
работа
над
унисоном
в
хоре
в
произведениях с сопровождением. Точное интонирование диатонических
ступеней
лада.
Вокально-интонационные
упражнения
на
развитие
качественного унисона в хоре. Работа над координацией слуха и голоса.
4. Развитие диапазона: головное резонирование.
5. Звуковедение: приемы пения legato. Мягкая атака звука в нюансах
mp и mf. Со второго полугодия возможно освоение приемов non legato.
6. Ансамбль: воспитание навыков понимания дирижерского жеста,
навыков слушания других певцов в хоре в процессе исполнения.
7. Дикция: свободная работа артикуляционного аппарата детей, работа
над округлением гласных, одновременное произнесение согласных в
процессе пения.
8. Метроритм: выработка ритмической устойчивости при исполнении
произведений с простым ритмом, ощущение ритмической пульсации в
произведениях, определение сильной доли. Со второго полугодия использование при работе с хором особых ритмических фигур (пунктирного
ритма, синкопы).
9. Исполнительские задачи: развитие выразительности исполнения,
анализ текста произведений, начальная работа над музыкальной фразой.
Работа над нюансами в произведениях. Осмысленное артистическое
исполнение программы.
10.
Понятия куплет, предложение, фраза, мотив.
Примерный репертуарный список
1.Рус. нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Ходила младешенька»
2. Рус. нар. песня, «Где был, Иванушка»
3. Рус. нар. песня, «Как на тоненький ледок»
4. Англ. нар. песня, «Четыре ветра»
5. Нем. нар. песня, «Вы, ангелы, к нам летите скорей»
6. А.Лядов, сл. народные «Зайчик»
7.А.Аренский, сл. А.Майкова «Расскажи, мотылек»
8. Ц. Кюи «Майский день»
9. В.Калинников «Киска»
10. Р. Шуман «Мотылек»
11. В. Моцарт «Тоска по весне»
12. М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»
13. А. Флярковский «Лебеди»
14. Р. Паулс «Неразумное желание»
15. Р. Паулс «Сонная песенка»
16. Е.Подгайц «Good night»
17. Г.Струве, сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия»
18. М.Парцхаладзе «Лягушонок»
19. Э. Григ «Детская песенка»
Требования к контрольным урокам
При переходе учащихся из младшего хора в средний преподавателю
необходимо руководствоваться оценкой индивидуального овладения
вокально-хоровыми навыками каждого ребенка на данном этапе.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в виде
контрольного урока. Следует учитывать текущую работу ученика на
протяжении всего обучения в данном хоровом коллективе. К моменту
перехода ребенка из младшего в средний хор преподаватель, прослушивая
каждого учащегося, должен обратить внимание на хоровые умения и знания,
которыми он должен овладеть в младшем хоре:
1.Основные навыки певческой установки - пение сидя и стоя.
2.Овладение первичными навыками интонирования.
3.Начальное овладение цепным дыханием.
4. Начальное использование звуковедения legato.
5. Понимание дирижерского жеста.
Средний хор.
1. Закрепление начальных певческих навыков. Певческая установка:
положение головы, корпуса, умение правильно сидеть и стоять во время
пения.
2. Понятие и понимание дирижерских жестов. Указания дирижера:
«внимание», «дыхание», «начало», «окончание»;
понимание начальных
основ, на которых базируется дальнейшее обучение учащихся.
3.
Певческое дыхание. Дыхательные
упражнения перед началом
пения. Начало звука. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и
начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от характера и темпа исполняемого произведения. Смена
дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в
быстрых произведениях, более спокойное, но также активное
медленных).
Знакомство
с
навыками
«цепного
дыхания»
- в
(пение
выдержанного звука в конце произведения) и ощущением фразировки, как
структурной ячейки музыкальной формы – основополагающим моментом в
начальном обучении пению. Распределение дыхания по продолжительным
музыкальным фразам – по принципу «как можно раньше учить «цепному
дыханию».
4.
Элементы
работы
над
звукообразованием.
Положение
рта,
свободной нижней челюсти, головной резонатор. Естественный свободный
звук без крика и напряжения (форсирования). Преимущественно мягкая атака
звука. Округление гласных. Красота и естественность звучания голоса.
Владение
регистрами.
Постепенное
расширение
диапазона.
формирования гласных в различных регистрах (головное звучание).
Способы
5. Развитие музыкального слуха у учащегося. Работа над унисоном и
единой
манерой
пения.
Чистое
и
выразительное
интонирование
диатонических ступеней лада. Умение хорошо слышать себя и соседа-певца.
6. Работа над интонацией. Чистое интонирование ступеней мажорного
и минорного лада. Особенности исполнения восходящих и нисходящих
попевок. Развитие начальных навыков «слушания себя со стороны».
Устойчивое
интонирование
одноголосных
мелодий
при
сложном
аккомпанементе.
7. . Навыки многоголосия. Канон. Пение двухголосных песен с
сопровождением.. Пение a cappella (пение несложных двухголосных
произведений без сопровождения)..
8. Дикция. Развитие дикционных навыков. Пение скороговорок.
Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и
согласных. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Соблюдение динамической ровности при произнесении текста.
9.
Навыки
legato
(распевание
слогов)
и
других
штрихов.
Совершенствование активного дыхания на non legato и staccato в вокальных
упражнениях, попевках. Пропевание
отдельных музыкальных фраз на
«legato» и «non legato», стремление к напевному звуку, кантилене.
10. Ритм и пульсация. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах
при
соотношении
простейших
длительностей:
половинная,
четверть,
восьмая. Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с
более сложным ритмическим рисунком в процессе обучения. Развитие
ритмического мышления. Простукивание ритма и пульса произведения,
пропевание по фразам. На примере распевания знакомство с ровным ритмом,
пунктирным ритмом и синкопой. Пауза. Пение по слогам попевок с
вслушиванием
в
паузы
между
слогами.
Цезура.
Фермата.
Пение
выдержанного звука в конце произведения, в конце отдельных частей.
11.
Пение нотного текста по партитуре. Пение по отдельным
голосам, соединение двух голосов, пропевание отдельными интервалами по
вертикали. Грамотный разбор произведения. Формообразование: фраза,
предложение,
цезура,
повторность,
направление
движения
мелодии,
изменяемость.
повторность
Звуковысотность:
звуков,
поступенность,
скачкообразность и др.
12.
Владение
нюансами
(филировка
звука).
Упражнения
на
активность дыхательного процесса, умение распределять свое дыхание на
фразу, наполнять звук воздухом и филировать его. Понятия crescendo и
diminuendo.
13.
Двухдольный и
четырехдольный размеры. Знакомство с
жанрами, в которых используются эти размеры. Определение сильной доли в
вокальной мелодии и стихотворном тексте. Ознакомление с
куплетной
формой, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса.
Запев, припев, сочетание запевов солиста или группы солистов с хором.
14.
Трехдольный размер. Навык исполнения текста в неквадратном
метре. Разбор метрического строения – одна сильная доля и две слабые.
Понимание дирижерского жеста.
Примерный репертуарный список
1. Рус. нар. песня, обр. А.Луканина «Как у наших у ворот»
2. Рус. нар. песня, обр. Л.Абелян «На зелёном лугу»
3. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Со вьюном я хожу»
4. Рус. нар. песня, обр. С.Прокофьева «На горе-то калина»
5. Рус. нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Я на камушке сижу»
6. Швед. нар. песня, обр. Г.Хэгга «Речной царь»
7. Эстон. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Колыбельная ветра»
8. Польск. нар. песня, обр. Ю.Тихоновой «Песнь Деве Марии»
9. Словен. нар. песня, обр. Е.Подгайца «Вечерняя песня»
10. Р.Глиэр «Вечер»
11. С. Красин «Валенки»
12. Спиричуэл, обр. Г.Саймона «Колыбельная песня»
13. В. Моцарт «Канон-шутка»
14. Ф. Шуберт «Прекрасный май» (канон)
15. Норвеж. нар. песня, обр. В. Попова «Камертон»
16. И. С. Бах «Мелькнет за часом час»
17. Э.Григ, сл. А.Мунка «Заход солнца» (2-х голосн. вариант)
18. Я.Дубравин, «Родная земля»
19. Ф.Шуберт, «Куда?» (из цикла «Прекрасная мельничиха)
20. Д. Каччини «Ave Maria»
21. Б.Ледковский «Достойно есть» Сербского напева (перелож. С.Потокиной)
22. Ц. Кюи «Весна»
23. А Гречанинов «Стучит-бренчит»
24. А. Варламов «Горные вершины»
25. А. Алябьев, перелож. Луканина «Зимняя дорога»
26. Э. и Д. К. Реттино «Christmas is a time to love»
27. Д.Тухманов, «Живая музыка» (фантазия на тему И.Баха)
28. В. Синенко «Не смейте забывать учителей»
29. И.Дунаевский «Песня о Родине»
30. И.Дунаевский «Веселый ветер»
Требования к контрольным урокам
При переходе учащихся из среднего в старший хор на контрольном
уроке преподаватель в индивидуальной форме определяет готовность
данного ребенка петь в старшем хоре. Основными критериями перевода
учащегося на следующую ступень являются:
1.Единство звукообразования.
2.Овладение «высокой вокальной позицией».
3.Умение свободно петь двухголосные произведения.
4.Овладение
навыками
интонирования
сопровождения.
5.Сформированное пение legato и non legato.
произведений
без
6.Развитая певческая дикция.
7.Расширение диапазона голоса.
Старший хор.
1. Певческая установка. Закрепление навыков, полученных в среднем
хоре. Дыхательные упражнения. Задержка дыхания перед началом пения.
Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (staccato). Работа над
дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Пение на
опоре. Совершенствование навыков «цепного дыхания» на длинных фразах,
не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов;
пение произведения целиком на «цепном дыхании».
2. Закрепление навыков звуковедения. Контроль и освобождение
певческого аппарата. Ровность звучания на протяжении всего диапазона
голоса.
Высокая
вокальная
позиция.
Использование
скачкообразных
движений и полутоновых интонаций. Совершенствование навыка пения a
cappella. Умение слышать сочетание интервалов в исполнении произведения
на два-три голоса.
3. Совершенствование
ансамбля
и строя.
Закрепление
навыков,
полученных в среднем хоре. Достижение чистоты строя в произведениях
различного склада изложения и с различными средствами музыкального
языка.
4. Многоголосие.
Развитие
навыка
интервального,
аккордового
мышления. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении.
(Если в коллективе достаточное количество обучающихся имеет хорошие
вокальные и интонационные данные, а также высокий уровень подготовки,
то возможно исполнение четырехголосных произведений.)
5. Продолжение
работы
над
освоением
музыкальной
формы.
Знакомство с произведениями крупной формы. Определение формы
(куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и др.). Особое внимание следует
уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре
хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного
повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего
ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью
разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на
принципе развития поэтического содержания. Достижение в каждом куплете
новых
оттенков
общего
смыслового
и
эмоционального
содержания
произведения. Разучивание по разделам. Знакомство с многообразными
жанрами хоровой музыки. Краткие беседы-ознакомления учащихся со
стилем отдельных композиторов разных эпох.
6. Развитие исполнительских навыков. Свободное чтение нотного
текста по партиям и партитурам. Работа над фразировкой, вытекающей из
музыкального и текстового содержания. Разбор тонального плана, ладовой
структуры, гармонической канвы произведения. Работа над словом,
музыкальной
и
поэтической
фразой.
Динамика
и
агогика,
взаимопроникновение двух элементов при исполнении произведений.
Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в
строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и
быстрый); замедление в конце произведения; различные виды фермат.
7. Анализ интонационных и ритмических трудностей произведения.
Вычленение и проработка трудных интонационных моментов. Проработка
сложных
ритмических
рисунков
с
тактированием.
Пение
одного
предложения с выразительным тактированием. Пение с дроблением более
мелкими длительностями. Особое внимание следует уделять «звучащим»
паузам.
8. Навыки работы над произведением в целом. Пение а cappella.
Грамотное
чтение
партитур
с
тактированием,
пульсацией.
Сольфеджирование музыкального текста, далее - с произнесением слов.
Вычленение кульминационных разделов. Выявление идейно-эмоционального
смысла,
работа
над
художественным
образом.
Использование
дополнительных средств в исполнении. Использование приемов запева
солиста (или группы солистов) с хором, варьирование элементов хоровой и
оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Использование других
различных шумовых и музыкальных инструментов помимо фортепиано.
Исполнительскому воплощению произведений, яркости, праздничности
концерта-действа
театрализации.
всячески
способствует
Исполнительские
приемы
использование
при
этом
элементов
должны
быть
художественно оправданы, не превращаясь в развлечение или в способ
демонстрации «эффектов», отвлекающих от музыки.
Примерный репертуарный список
1. Рус. нар. песня, обр. В.Попова «Уж вы, мои ветры»
2. Рус. нар. песня, обр. А.Новикова «Ой, да ты, калинушка»
3. Рус. нар. песня, обр. В.Соколова «Пойду ль я, выйду ль я»
4. Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Ай, на горе дуб, дуб»
5. Рус. нар. песня, обр. С. Строкина «Как в лесу, лесочке»
6. Англ. нар. песня, «Деревенский паренек»
7. Литов. нар. песня, обр. С. Полонского «Ой ты, мой дубочек»
8. Казачья колядка, обр. Ю. Тихоновой «Рождество»
9. Итал. нар. песня, «Тарантелла»
10. П.Чайковский «Легенда»
11. П. Чайковский «Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама»
12. М. Глинка «Венецианская ночь» перелож. Н.Шереметьевой
13. А. Варламов «Красный сарафан обр.С. Грибкова»
14. А. Варламов «Ангел»
15. Р. Паулс «Вокализ» обр. Ю. Славнитского
16. С.Сиротин «Музыка»
17. А.Новиков «Дороги»
18. Ц.Кюи «Туча»
19. С.Танеев «Сосна»
20. Ю.Чичков «Солдатские звезды»
21. Э.Григ «Заход солнца» перелож. В. Вахромеева
22. Д. Перголези «Stabat Mater» №№ 11, 12, 13
23. В.Берковский И.Никитин «Под музыку Вивальди»
24. Муз. неизв. Автора, обр. С. Грибкова «Огонек»
25. М. Ипполитов-Иванов «Утро»
26. Ю.Ким «Рыба-кит», обр. В.Мызникова
27. А.Ведель «Достойно есть»
28. А. Бортнянский «Ангел вопияше»
29. А. Бортнянский «Хвалите Господа с небес»
30. Н. Кабанов «Милость мира»
31. А. Архангельский «Херувимская песнь» №6
32. В. Ситников «Трисвятое»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Результатом
освоения
программы
учебного
предмета
«Хор»,
являются следующие знания, умения, навыки:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
хоровому исполнительству;
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей
хоровых
партитур,
художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
знание элементарной профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том
числе,
отражающие
взаимоотношения
между
солистом
и
хоровым
коллективом;
сформированные
практические
навыки исполнения
авторских,
народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе
хорового коллектива;
знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
владение всеми видами вокально-хорового дыхания;
умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
слышание своего голоса в хоровой вертикали;
знание
метроритмических
особенностей
разножанровых
музыкальных произведений;
навыки чтения с листа.
Основные
показатели
эффективности
реализации
данной
программы:
высокий
уровень
мотивации
учащихся
к
вокально-хоровому
исполнительству;
творческая
самореализация
учащихся,
участие
вокально-хоровых
коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертномассовых мероприятиях.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения младшего
и среднего хоров используются две
основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий;
- контрольный урок в конце каждого полугодия.
Виды промежуточного контроля:
- академический концерт или переводной зачет в средний и старший хоры
в конце учебного года.
В программе обучения старшего хора также используются текущая и
промежуточная формы контроля.
Методы текущего контроля:
- сдача партий,
- оценка за работу в классе.
Виды промежуточного контроля:
- контрольный урок
или академический концерт в конце каждого
полугодия.
Учет успеваемости учащихся проводится на основе текущих
занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний
хоровых партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях
хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог,
опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого
ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного
материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его
интерес к учебе.
На протяжении всех этапов хорового обучения в данной программе
предусмотрено два переводных контрольных урока (зачета). Первый
контрольный урок (зачет) проводится после завершения обучения в
младшем хоре при переводе детей в средний хор. Переводной контрольный
урок (зачет) проводится при переходе учащегося из среднего хора в
старший хор.
Формой промежуточной аттестации может быть зачет в виде
контрольного урока, академического концерта, отчетного концерта хора.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете (академическом, отчетном концерте);
другие выступления ученика в течение учебного года.
2. Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
выставляется оценка по пятибалльной системе:
Таблица 2
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
регулярное посещение хора, отсутствие
пропусков без уважительных причин, знание
своей партии (в сложных произведениях
необязательно наизусть), разучиваемых в
хоровом классе, активная
эмоциональная
работа на занятиях, участие во всех хоровых
концертах коллектива;
4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие
пропусков без уважительных причин, активная
работа в классе, сдача партии всей хоровой
программы при недостаточной проработке
трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная, ритмическая неточность),
участие в концертах хора;
3 («удовлетворительно»)
нерегулярное посещение хора, пропуски без
уважительных причин, пассивная работа в
классе, незнание
наизусть несложных
партитур в программе при сдаче партий,
участие в концертных выступлениях хора в
случае пересдачи партий;
2 («неудовлетворительно») пропуски хоровых занятий без уважительных
причин, неудовлетворительная сдача партий в
большинстве партитур всей программы,
недопуск к выступлениям на концертах;
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения,
соответствующий программным требованиям
Учащийся может быть «не аттестован», если в связи с болезнью не сумел
вовремя сдать хоровые партии, не участвовал в концертных выступлениях
Данная система оценки качества исполнения может быть дополнена
системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно отметить
выступление учащихся.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Программа
учебного предмета «Хор» основана на следующих
педагогических принципах:
соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню
психофизиологического развития учащихся;
комплексность решения задач обучения и воспитания;
постоянство требований и систематическое повторение действий;
гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого
ученика;
единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и
личностной индивидуальности каждого ребенка;
художественная ценность исполняемых произведений;
создание художественного образа произведения, выявление идейного и
эмоционального смысла;
доступность используемого музыкального материала: по содержанию,
по голосовым возможностям, по техническим навыкам;
разнообразие: по стилю содержанию, темпу, нюансировке, сложности.
При
реализации
данной
программы
необходимо
учитывать
психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в
различных возрастных группах.
При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и
просмотр видеозаписей с выступлениями хоровых коллективов, что
значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание
следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в
видео и аудиозаписях с последующим коллективным разбором.
Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового
коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные
экскурсии по культурно-историческим местам, проведение тематических
бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и хоровых деятелей,
встречи хоровых коллективов.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.
Список рекомендуемой нотной литературы
1. Ходош Э. «Поет детский хор». Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 1998 г.
2. Аверина Н.В.»Русская духовная музыка» М.,«Владос», 2001
3. Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара.
Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007
4.Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных
способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001
5. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997
6. Халабузарь П., Попов В. «Хоровой класс»
8. Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1979
9 . Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». – М.,«Владос», 2001
10. Нотный архив Бориса Тараканова (notes.tarakanov.net)
11. http://igraj-poj.narod.ru
2.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М.,
1987.
2. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль,
«Академия развития», 1997
3. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
4. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. –
Санкт-Петербург, 2000
5. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
6. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
7. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961