Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(кларнет, саксофон)
Качканар 2023
Составитель – Алиев Михаил Ширинович, преподаватель МУДО «ДМШ»
г. Качканар, ВКК
2
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
I.
-
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
-
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание
материально-технических
условий реализации учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
общеобразовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (кларнет,
саксофон)»
разработана
образовательной
и
на
основе
методической
«Рекомендаций
деятельности
по
организации
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства
на
духовых
музыкальных
инструментах
в
детских
музыкальных школах.
Приобщение детей к музыке посредством обучения игре на кларнете
(саксофоне) вошло в практику музыкального образования как в России, так и за
рубежом и с каждым годом пользуется все большим интересом среди детей и их
родителей. Красота звучания инструмента, его небольшие размеры, доступность
в цене, безграничные возможности использования в музыке всех жанров и
стилей в сочетании с другими музыкальными инструментами заслуженно
вывели кларнет (саксофон) на лидирующие позиции.
Отличительной чертой данной учебной программы является достижение в
краткие сроки заинтересованности учащегося процессом обучения игре на
инструменте,
акцент
на
возможность
дальнейшей
самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Обучаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с миром искусства
на основе собственной творческой деятельности, посредством умения играть на
инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса музыкального
исполнительства.
Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания
формируются в процессе освоения исполнительских навыков.
Рекомендуемый возраст детей, поступающих на обучение по данной
программе, 11-14 лет.
4
Срок реализации учебного предмета
При
реализации
программы
учебного
(кларнет,
саксофон)»
со
инструмент
предмета
сроком
«Музыкальный
обучения
3(4)
года
продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения
составляет 34 учебные недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Таблица 1
Годы
I
II
III
IV
2
2
2
2
34
34
34
34
68
68
68
68
обучения
(классы)
Количество
аудиторных
часов
в
неделю
Количество
учебных
недель
Всего часов за
учебный год
Итого часов:
204
68
Итого часов:
272
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
1-4
годы
обучения
–
по
2
продолжительностью до 45 минут).
5
часа
в
неделю
(2
урока,
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент
(кларнет, саксофон)» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа
аудиторных занятий, при 4-летнем сроке обучения составляет 272 часа
аудиторных занятий.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (ансамблевых, от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю
построить
процесс
обучения
в
соответствии
с
принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей
и
индивидуальности
учащегося,
овладение
знаниями
и
представлениями об исполнительстве на духовых инструментах, формирование
практических умений и навыков игры на кларнете (саксофоне), устойчивого
интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (кларнет, саксофон)»
являются:
ознакомление
детей
с
инструментом,
исполнительскими
возможностями и разнообразием приемов игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение
системой
знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
6
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
общее оздоровление организма.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- наглядный (показ, наблюдение);
- слуховой;
- практический.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с
хорошей вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна
соответствовать
нормам,
предусмотренным
для
инструментах (помещение не должно быть гулким).
7
занятий
на
духовых
В классе для занятий, а также дома у каждого учащегося должны быть,
кроме
музыкального
инструмента
(кларнета,
саксофона):
фортепиано
(рояль/пианино или синтезатор), пюпитр, метроном, тюнер, зеркало, аудио и
видео аппаратура. Педагог должен предоставить учащемуся необходимые
учебные пособия, методическую литературу, нотный, аудио и видеоматериал, в
том
числе,
и
для
самостоятельных
домашних
занятий.
Во
время
самостоятельной работы, учащиеся могут пользоваться информацией из
Интернета.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (кларнет,
саксофон)» рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип
систематического и последовательного обучения. Программа составлена с
учетом физических и психологических возможностей детей, целями и задачами
развивающего обучения. Формирование у учащихся умений и навыков
происходит постепенно: от знакомства с инструментом, изучения основ
постановки дыхания и звукоизвлечения до самостоятельного разбора и
исполнения шедевров мировой музыкальной классики.
Учебный материал разделен на 2 основных раздела: технический
(постановка дыхания, звукоизвлечение и т. д.) и художественный (работа над
образом произведения, сольное и ансамблевое музицирование).
Освоение
элементов
музыкальной
грамоты,
теоретических
основ
музыкального исполнительства является важной и неотъемлемой частью
учебного процесса. Знания истории инструмента, стилистических особенностей
исполнения
музыки
разных
эпох
и
композиторов,
техники
дыхания,
звукоизвлечения и исполнения различных штрихов и оттенков уже с первых
занятий помогают формированию грамотного музыканта-исполнителя.
Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и
закрепляемые дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют
увлечь учащихся процессом обучения игре на инструменте.
8
Учебный процесс построен таким образом, что учащийся получает от
преподавателя
самостоятельно.
новые
С
знания,
первых
самостоятельную работу,
новый
уроков
материал
необходимо
и
отрабатывает
настроить
дома
ученика
на
научить при выполнении домашних заданий
контролировать свою игру. На начальном этапе обучения в самостоятельном
разборе и разучивании произведений помогают аудиозаписи фонограммы этого
произведения в двух вариантах: "плюс" (партия кларнета или саксофона и
аккомпанемент) и "минус" (аккомпанемент). Как правило, дети с удовольствием
работают с фонограммами и на радость родителям устраивают домашние
сольные концерты.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 3 (4) года
Первый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Работа над положением корпуса, головы, рук, постановка губного
аппарата. Первоначальное
звукоизвлечение, постановка исполнительского
аппарата и дыхания. Знакомство с основными аппликатурными принципами, с
различными приемами звукоизвлечения. В течение года ученик должен
освоить 5 – 6 этюдов на различные виды штриховой техники. Формирование
начальных представлений о музыке. Формирование основ культуры звучания и
интонирования.
По
окончании
первого
года
обучения
сформированы
следующие знания, умения, навыки.
Учащийся:
- знает строение инструмента, аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет приемами звукоизвлечения;
За год обучения учащиеся должны освоить
корпуса, исполнительского дыхания.
9
постановкой губ, рук,
Гаммы Фа и Соль мажор, ми и ля минор в одну октаву. Гаммы
исполняются штрихами деташе и легато.
В конце учебного года на зачете ученик должен исполнить наизусть
2 разнохарактерные пьесы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Розанов С. Школа игры на кларнете. М., 1983
Гетман В. Азбука кларнетиста. М., 1987, раздел I
Воронина В. Нотная папка кларнетиста. М., 2006
Гаммы, этюды, упражнения для саксофона. 1-3 годы обучения. Составитель и
редактор М.Шапошникова. М., 1988
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч.1. М., 2003
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 1965
Пьесы
Русские народные песни:
«Во саду ли, в огороде»
«Во поле береза стояла»
«Соловей Будимирович»
«На зеленом лугу»
«Ходит зайка по саду»
«Дровосек»
Блок В. Прибаутка
Глинка М. Песня
Моцарт В. Аллегретто
Конт Ж. Вечер
Шуберт Ф. Вальс
Свиридов Г. Старинный танец
Франк С. Прелюдия
Эрнесакс Паровоз
10
Кабалевский Д. Маленькая полька
Шуберт Вальс
Кабалевский Д. Наш край
Кабалевский Д. Труба и барабан
Шуман Р. Мелодия
Бах И.С. Ария Утро
Компанеец З. Вальс
Примерные исполнительские программы
(Кларнет)
1 вариант:
Конт Ж. Вечер
Русская народная песня «Соловей Будимирович»
2 вариант:
Глинка М. Песня
Франк С. Прелюдия
(Саксофон)
1 вариант:
Шуман Р. Мелодия
Кабалевский Д. Труба и барабан
2 вариант:
Бах И.С. Ария «Утро»
Компанеец З.Вальс
Второй класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
На втором году обучения учащийся должен пройти 10-12 пьес в разной
степени готовности (часть пьес изучается в ознакомительном порядке, часть выучивается по нотам, часть - выносится на публичное выступление наизусть).
11
Дальнейшая работа над постановкой игрового аппарата. Организация
работы – постановка корпуса, постановка рук. Продолжение развития
музыкально-слуховых представлений, организации начальных постановочных
и двигательно-игровых навыков. Ознакомление со звуковым диапазоном
инструмента.
Формирование представлений
о
комплексном
характере
двигательно-игровых действий учащегося, о целенаправленной координации
при
воплощении
игровых действий обеими руками. Работа над детскими
песенками, попевками. Работа над штрихом деташе. Звукоизвлечение. Работа
над качественным звукоизвлечением.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды:
Розанов С. Школа игры на кларнете. М., 1983
Гофман Р. 40 этюдов. М., 1941
Воронина В. Нотная папка кларнетиста. М., 2006
Шапошникова «Хрестоматия для саксофона», 2005
Пьесы:
Мусоргский М. Песня Марфы
Гедике А. Маленькая пьеса
Хачатурян А. Андантино
Шуман Р. Песенка жнецов
Шуберт Ф. Экосез
Чайковский П. Сладкая греза
Барток Б. Словацкий танец
Глинка М. Северная звезда
Моцарт В. Маленькая пряха
Бах И. Волынка
Моцарт В. Деревенские танцы
Кабалевский Д. Труба и барабан
Шуман Р. Мелодия
12
Бах И.С. Ария Утро
Компанеец З. Вальс
Блантер М. Колыбельная
Шуман Р. Веселый крестьянин
Вебер Хор охотников
Караев Задумчивость
Госсек Гавот
Рубинштейн Мелодия
Чайковский Марш деревянных солдатиков
Кэмиферт Путники в ночи
Лей История любви
Петров А. Песня о материнской любви
Партичелла Мексиканский танец
Окунев Жонглер
Примерные исполнительские программы
(Кларнет)
1 вариант:
Чайковский П. Сладкая греза
Барток Б. Словацкий танец
2 вариант:
Глинка М. Северная звезда
Моцарт В. Деревенские танцы
(Саксофон)
1 вариант:
Вебер Хор охотников
Кэмиферт Путники в ночи
2 вариант:
Чайковский Марш деревянных солдатиков
Лей История любви
13
Третий класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
За год обучения учащиеся должны освоить постановку губ, рук, корпуса,
исполнительского дыхания. Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия,
арпеджио в тональностях до одного знака в сдержанном темпе. Гаммы
исполняются штрихами деташе и легато.
В конце учебного года на зачете ученик должен исполнить наизусть 2
разнохарактерные пьесы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Розанов С. Школа игры на кларнете. М., 1983
Гофман Р. 40 этюдов. М., 1941
Штарк А. 40 этюдов. М.-Л., 1950
Воронина В. Нотная папка кларнетиста. М., 2006
Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона, 2005
Ривчун А. Школа игры на саксофоне, 2001
Пьесы
Лядов А. Прелюдия
Гендель Г. Сарабанда
Моцарт В. Марш из оперы «Волшебная флейта»
Комаровский А. Пастушок
Мусоргский М. Слеза
Кабалевский Д. Полька
Григ Э. Лирическая пьеса
Щуровский Ю. Гопак
Чайковский П. Песня без слов
Дебюсси К. Маленький негритенок
Дворжак Юмореска
Шуберт Серенада
14
Чайковский Итальянская песенка
Мусоргский Старый замок
Косенко Скерцино
Косенко Вальс
Примерные исполнительские программы
(Кларнет)
1 вариант:
Чайковский П. Песня без слов
Дебюсси К. Маленький негритенок
2 вариант:
Григ Э. Лирическая пьеса
Гендель Г. Ария с вариациями
(Саксофон)
1 вариант:
Шуберт Серенада
Косенко Скерцино
2 вариант:
Мусоргский Старый замок
Косенко Вальс
Четвёртый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Учащиеся должны закрепить постановку игрового аппарата, улучшить
качество звукоизвлечения; исполнение
штрихов: деташе, легато и их
сочетаний в медленном и подвижном темпе, играть упражнения, гаммы в две
октавы, трезвучия, арпеджио в тональностях до двух знаков в умеренном темпе.
Этюды на различные виды техники с несложной фактурой, простым
ритмическим рисунком; играть
разнохарактерные
пьесы; освоить простую
2-х частную форму; выучить музыкальные термины; освоить первоначальные
навыки читки с листа и игры в ансамбле.
15
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Розанов С. Школа игры на кларнете. 2 часть. М., 1983
Штарк А. 40 этюдов. М.-Л., 1950
Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона, 2005
Ривчун А. Школа игры на саксофоне, 2001
Пьесы
Сен-Санс К. Лебедь
Бах И.С. Прелюдия ре минор
Чайковский П. Мазурка
Корелли А. Куранта, сарабанда, жига
Мендельсон Ф. Весенняя песня
Мийо Д. Маленький концерт
Моцарт В. Марш из оперы «Волшебная флейта»
Чайковский П. Песня без слов
Дебюсси К. Маленький негритенок
Дворжак Юмореска
Шуберт Серенада
Чайковский Итальянская песенка
Мусоргский Старый замок
Косенко Скерцино
Косенко Вальс
Гершвин Любимый мой
Мендель Тень твоей улыбки
Примерные исполнительские программы
(Кларнет)
1 вариант:
Корелли А. Куранта, сарабанда, жига
2 вариант:
Чайковский П. Ноктюрн
16
Мендельсон Ф. Весенняя песня
(Саксофон)
1 вариант:
Косенко Скерцино
Гершвин Любимый мой
2 вариант:
Чайковский П. Песня без слов
Мендель Тень твоей улыбки
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный
раздел
содержит
перечень
знаний,
умений
и
навыков,
приобретение которых обеспечивает программа «Музыкальный инструмент
(кларнет, саксофон)»:
- навыки исполнения музыкальных произведений;
-
умения
использовать
выразительные
средства
разучивать
музыкальные
для
создания
художественного образа;
-
умения
самостоятельно
произведения
различных жанров и стилей;
- навыки публичных выступлений;
- навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую,
проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает
текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Текущий контроль
осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению
по завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль
проводится по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного
17
выступления или зачета, на котором учащийся исполняет два разнохарактерных
произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы.
Итоговая
аттестация
может
проводиться
в
форме
концертного
выступления, сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности
программы зависит от индивидуальной подготовки учащегося.
Критерии оценки
По результатам
текущей,
промежуточной и итоговой аттестации
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и
эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и
эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в
тексте,
технике
и
интонации,
неуверенное
знание
произведения,
некачественный звук, невыразительность.
Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к
обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой,
имеет возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями
и личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.
Занятия в классе должны сопровождаться
внеклассной работой -
посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
18
Необходимо познакомить учащегося с историей духовых инструментов,
рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности
исполнения:
некоторые
произведения
должны
быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или
упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все
это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно
прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется
только в начале первого года обучения, во время работы над постановкой
исполнительского аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу,
не забывать о повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем,
на каждом уроке рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем,
исходя из потребностей и возможностей ученика.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в
репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений
эстрадной и рок музыки,
популярных произведений зарубежных и
отечественных композиторов.
VI . СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список нотной литературы
1. Альбом ученика-кларнетиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ /
сост. Н.Тимоха. Киев, 1975
2. Гедике А. Двенадцать пьес для кларнета и фортепиано. Тетр I. М.,1952
3. Диков В. Этюды для кларнета. М., 1964
19
4. Клозе Г. «Тридцать этюдов» для кларнета. М., 2004
5. Крамарж Ф. Концерт для кларнета и фортепиано. М,, 1930
6. Крепш Ф. Этюды для кларнета. Тетради I и III. М., 1965
7. Раков П. Соната №1 Для кларнета и фортепиано. М., 1978
8. Розанов С. Школа игры на кларнете / под ред. В.Петрова. Ч. 1. М.,1978
9. Розанов С. Школа игры на кларнете / под ред. В.Петрова. Ч. II. М.,1979
10. Хрестоматия для кларнета: 1, 2 классы ДМШ / сост. Штарк А., Мозговенко
М.. М., 1981
11. Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для кларнета /сост. Штарк
А. М. 1956
12. Штарк А. 30 этюдов для кларнета. Рига, 1975
13. Штарк А. 40 этюдов для кларнета. М., 1950
14. Гаммы, этюды, упражнения для саксофона. 1-3 годы обучения. Сост. и
редактор М.Шапошникова. М., Музыка,1988
15. Джазовому саксофонисту. Учебное пособие. 1- 9 классы ДМШ. Сост. и
редактор М.Звонарев. СПб, Композитор, 2009
16. Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч.1. М., 2003
17. Иванов В. 18 характерных пьес в форме этюдов для саксофона-соло. М.,
Михаил Диков, 2002
18. Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч. 1. М., Михаил
Диков, 2002
19. Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч. 2. М., Михаил
Диков, 2004
20. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., Музыка, 1975
21. Музыка в стиле ретро для саксофона и фортепиано. Сост. и редактор
М.Шапошникова. М., Музыка,1996
22. Начальное
обучение
игре
на
саксофоне.
Методическая
разработка.
Составитель А.Осейчук. М., Музыка, 1986
23. Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., Музыка, 1977
24. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I., II. М., Музыка, 1965-1968
20
25. Ривчун А. 150 упражнений для саксофона. М., Музгиз, 1960
26. Ривчун А. 40 этюдов для саксофона. М., Музгиз, 1960
2. Список методической литературы
1.
Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской
подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика.
Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19
2.
Волков Н.В. Основы управления звучанием при игре на кларнете. Дис.
канд. искусствоведения. М., 1987
3.
Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр.
Л., 1987. С.96.
4.
Диков Б. Методика обучения игре на кларнете. М., 1983
5.
Мозговенко И.П. Гаммы как основа исполнительского мастерства
кларнетиста/
Исполнительство
на
духовых
инструментах
и
вопросы
музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979. С 101-119
6.
Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах
(методические рекомендации). Минск, 1982
7.
Усов
Ю.А.
История
отечественного
исполнительства
на
духовых
инструментах. М., 1986
8.
Иванов В. Об использовании рациональной аппликатуры при игре на
саксофоне // В помощь военному дирижеру. Вып. 22. М., Военно-дирижерский
факультет при Московской консерватории, 1983
9.
Осейчук А. Начальное обучение игре на саксофоне. М., Центр. научно –
метод. кабинет по учеб. завед. культуры и искусства, 1986
10.
Шапошникова М. Постановка амбушюра саксофониста // Современное
исполнительство на духовых и ударных инструментах. Вып. 103. М., Гос. муз.пед. институт им. Гнесиных, 1990
11.
Иванов В. Основы индивидуальной техники саксофониста. М., Музыка,
1993
21