Программа

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Музыкальная литература»

г. Качканар
2016
Принято:

Утверждаю:

Педагогическим советом
Протокол №

от

Директор МУДО «ДМШ»
2016 г.

___________И.В. Хазова
Приказ №

от

2016 г.

Составитель; Арцер Ольга Валерьевна, преподаватель МУДО «ДМШ» город Качканар, 1
квалификационная категория.
Рецензенты: Хазова Инна Викторовна, директор МУДО «ДМШ» г. Качканар;
Тупицына Наталья Борисовна, преподаватель МУДО «ДШИ», высшая квалификационная
категория.

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыка и окружающий мир» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также
с учетом многолетнего педагогического опыта.
Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских
навыков у детей младшего возраста на музыкальных отделениях школ искусств является
одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального
обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для
всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению
детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.
Проблема активизации музыкально-нравственного воспитания заставила педагогов,
музыкантов, психологов искать более оптимальный подход к развитию задатков детей,
использовать новые технологии на основе всестороннего комплексного подхода к
обучению, стержнем которого является музыкальная, музыкально-двигательная и
музыкально-творческая игра.
Ключевые знания о музыке являются основой развития мышления учащихся, они
связаны с нашей жизнью, воспитывают мировоззрение, моральные качества, волю,
характер, интерес к труду, умение работать.
Предмет «Музыка и окружающий мир» – вид музыкальной деятельности, который
обеспечивает развитие ребенка как в плане музыкального, так и общего психического. Он
нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой,
обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а
также связан с другими видами и предметами художественной и познавательной
деятельности.
На уроках дети учатся слушать, воспринимать музыкальное произведение и
передавать свои чувства, эмоции. Дети эмоционально откликаются на музыку, слышат ее
настроение, тембровые, темповые, динамические особенности, определяют характер
музыкального произведения, ладовые особенности. Акцентируется внимание на мелодии
прослушиваемых произведений. Происходит знакомство с музыкальными инструментами.
Дается представление о жанре.
Звуковой образ изучаемого произведения приходит в игре, слушании, в
размышлениях, действии, умении перевоплощаться. В процессе рассказа о музыке и ее
анализа, у ребенка развивается мышление, воображение, познавательная активность,
эмоциональность. Развивается речь, которая становится более содержательной, образной и
выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности,
он становиться более свободным и творческим. Музыкальный репертуар, представленный
в программе, подбирается в соответствии с возрастом учащихся и отвечает двум основным
принципам: высокой художественности и доступности детям. На уроках дети знакомятся с
произведениями разных эпох и стилей.
Для расширения культурного пространства ребенка рекомендуются - посещение
музея, концертных мероприятий, проходящих в стенах школы искусств. Встречи с «живой
музыкой» вызывают у детей яркий эмоциональный отклик и позволяют решить одну из
важнейших задач музыкального образования – воспитание культурного слушателя и
зрителя.
Значимость программы состоит в том, что в ней учтены и представлены все
необходимые составляющие:

- она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие
музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им
музыкальной детской деятельностью; - содержание программы сориентировано на
создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.
Новизна программы - в применении новых технологий обучения:
комплексное изучение тем, основанное на игровых методах в сочетании
музыкальной деятельности с другими направлениями работы с детьми (чтение сказок,
стихов, инсценировки, развивающие игры), что обеспечивает общее, социальное и
эстетическое развитие ребенка в процессе уроков.
Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме
сюжетно – тематических, игровых музыкальных занятий, комплексных и
интегрированных занятий.
Предлагаемая программа рассчитана на трех (четырех) летний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 8-12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Музыка и окружающий мир» составляет 1 час в
неделю.
Программа уделяет огромное внимание развитию творческих способностей детей,
самостоятельности, инициативности.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме
письменного тестирования.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыка и окружающий мир» со
сроком обучения 3(4) года, продолжительность учебных занятий с первого по третий
(четвертый) годы обучения составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

часов

Форма занятий
Аудиторная
(в часах)
Самостоятельная
(в часах)

Итого

34

34

34

34

136

34

34

34

34

136

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыка и окружающий мир» при 3летнем сроке обучения составляет 204 часа. Из них: 102 часа – аудиторные занятия, 102
часа – самостоятельная работа.

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыка и окружающий мир» при 4летнем сроке обучения составляет 272 часа. Из них: 136 часов – аудиторные занятия, 136
часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в групповой форме занятий (от 4-х до 12-ти человек).
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Формирование основ музыкальной культуры и музыкально – эстетического вкуса
через эмоциональное, активное восприятие музыки и приобщение к шедеврам мировой
классики с раннего школьного возраста.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыка и окружающий мир» являются:
Образовательные
Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития,
последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;
Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;
Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры
разных эпох, направлений и стилей;
Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;
Развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения
обучающихся;
Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и
сопоставлению ее с окружающей жизнью;
Воспитывать желание слушать и исполнять музыку;
Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что
является первоначальным проявлением музыкального вкуса.
Приобщить детей к разным видам музыкально-творческой деятельности
Развивающие
· Привитие детям любви интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений и
воспитание художественного вкуса;
Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.
· Обогатить впечатления детей, расширить музыкально-художественный кругозор;
Воспитательные
· Воспитать музыкально - эстетический вкус,
· Привить интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать ее;
· Приобщить ребенка к народной, классической, и современной музыкальной культуре;
· Сформировать у ребенка такие качества к себе, как уверенность, активность,
инициативность.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;

 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы

«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- слушание музыкальных произведений (фрагментов), анализ отдельных выразительных
средств;

определение

характера

музыкального

произведения

с

помощью

соответствующего эпитета (например “Гном” Мусоргского из сюиты “Картинки с
выставки” — “испуганный”, “трагический”); объяснение (аргументация) ребёнком своей
мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных
композитором;

сочинение

дома

стихов,

рассказов,

несюжетных

рисунков

по

прослушанной музыке;
наглядный;
практический;
метод активизации зрительного и слухового восприятия;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся
могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.
Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными

методической и нотной литературой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

изданиями,

учебно-

Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные
Сроки
1 четверть

Знакомство с симфоническим оркестром.

Кол-во
часов
8

2 четверть

Знакомство с народными инструментами.

8

II полугодие
Календарные
Сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий

Темы и содержание занятий

Легкая музыка: семейство Штраусов, вальсы.
Что такое оперетта? Оперетты Штрауса
Оперетты Легара и Оффенбаха
Оперетты Кальмана
Итальянская музыка. Паганини
Итальянская опера. Оперные термины. Россини.
Беллини и Доницетти.
Верди.
Контрольный урок

Кол-во
часов
2
4
2
2
1
2
2
2
1

Второй год обучения
I полугодие
Календарные
Сроки

Темы и содержание занятий

Кол-во
часов

1 четверть

Русская музыка 9-18 вв.
Русская музыка 19 в. Алябьев, Варламов, Гурилев.
Глинка.

2
2
4

2 четверть

Даргомыжский
«Могучая кучка». Бородин.
Римский-Корсаков.

2
3
3

II полугодие
Календарные
Сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий

Мусоргский.
Чайковский.
Русская музыка рубежа 19-20 вв. Лядов, Стравинский,
Скрябин.
Рахманинов
Прокофьев.
Шостакович.
Хачатурян
Гаврилин.
Контрольный урок.

Кол-во
Часов
4
4
1
1
2
3
1
1
1

Третий год обучения
I полугодие
Календарные
Сроки
1 четверть

2 четверть

II полугодие
Календарные
Сроки
3 четверть

Темы и содержание занятий
Средневековая музыка.
Рождение оперы.
Эпоха Барокко. Гендель. Вивальди.
Бах.
Бах.
Классицизм. Глюк.
Гайдн
Темы и содержание занятий
Моцарт.
Бетховен.

4 четверть

Кол-во
Часов
2
2
2
2
3
2
3
Кол-во
Часов
5
4

Романтизм.

1

Шуберт.

4

Шопен.
Контрольный урок

3
1

Четвертый год обучения
I полугодие
Календарные
Сроки
1 четверть

2 четверть

II полугодие
Календарные
Сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
Шуман.
Мендельсон
Лист.
Сметана, Дворжак, Григ.
Верди.
Верди.
Веристы
Вебер. Вагнер.
Темы и содержание занятий
Берлиоз.
Бизе.
Массне.
Импрессионизм. Дебюсси.
Равель.
Брамс. Малер.
Немецкая музыка начала 20 века. Р.Штраус. К. Орф.

Кол-во
Часов
2
1
1
2
2
3
2
3
Кол-во
Часов
1
3
1
2
1
2
2

Экспрессионизм. Нововенская школа.
Пути развития современной музыки в конце 20 в.
Контрольный урок.

3
2
1

Содержание занятий.

1-й год обучения.

1 четверть.

Музыкальные жанры. Вальс, марш, романс, музыкальный пейзаж,
программные пьесы. Г. Свиридов. Музыка к повести А. С. Пушкина
«Метель»: «Тройка», «Вальс», «Романс», «Весна и осень», «Венчание»,
«Военный марш», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога». Музыкальные формы
(повторение). Сложная трехчастная форма. Оркестровые вариации.
Симфонический оркестр. История появления струнных инструментов (рабаб,
ребек, фидель, виола). Скрипичные мастера (Амати, Страдивари, Гварнери).
Скрипка, пошетта, альт, виолончель, контрабас, арфа.
Деревянные духовые инструменты: флейта, флейта-пикколо, крарнет, гобой,
английский рожок, фагот, саксофон.
Медные духовые инструменты: труба, фанфары, валторна, тромбон, туба.
Ударные инструменты. Мелодические: колокола, колокольчики, ксилофон,
челеста, литавры. Шумовые: большой барабан, малый барабан, тарелки,
треугольник, кастаньеты.
Духовой оркестр. Геликон, роль музыки на войне (Петр I, Суворов), виват,
гимн, бунчук. Русские военные капельмейстеры и их музыка. И. Шатров. «На
сопках Манчжурии». Кюсс. «Амурские волны». В. Агапкин. «Прощание
славянки».
Камерный оркестр. Камерная музыка.
2 четверть.
Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Утро», «В пещере
горного короля», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «Арабский танец»,
«Возвращение Пера Гюнта (буря)», «Песня Сольвейг». Куплетная форма.
Просмотр мультфильма «Пер Гюнт».
Инструменты русского народного оркестра: домра, балалайка, гусли.
Баян, аккордеон, гармоника. Ударные: трещетки, ложки.
В. В. Андреев – основатель первого оркестра русских народных
инструментов.

Гитара и ее родственники. Виды гитар, лютня, мандолина, банджо,
гавайская гитара.
Музыкальные автоматы: шарманка, пианола.
История дирижирования. Древняя Греция (корифей), Средние века
(хейрономия),

батута,

двойное

и

тройное

дирижирование,

история

дирижерской палочки, ауфтакт, партитура, великие дирижеры (А. Тосканини).
3 четверть
Легкая музыка XIX века. Семейство Штраусов. Рождение вальса.
И.Штраус (сын) – «король вальса». Жизненный и творческий путь..
Прослушивание произведений
И. Штраус (отец). «Марш Радецкого».
И.Штраус (сын). Вальсы «На прекрасном Голубом Дунае», «Весенние
голоса», «Сказки Венского леса».
Оперетты И. Штрауса. Просмотр отрывков из оперетт «Цыганский барон»
и «Летучая мышь».
Прослушивание произведений
И. Штраус (сын). «Цыганский барон»: Куплеты Баринкая.
«Летучая мышь»: Терцет Розалинды, Генриха и Фалька; Застольная ария
графа Орловского, Вальс, куплеты Адели.
Ж. Оффенбах – основоположник оперетты. Сходство и различие оперы и
оперетты. Особенности оперетт Оффенбаха.
Прослушивание произведений
Кан-кан из оперетты «Орфей в аду».
Вена – столица оперетты. Ф. Легар – основоположник романтической
оперетты. Просмотр сцен из оперетты «Веселая вдова».
Прослушивание произведений
«Веселая вдова»: Куплеты графа Данило, дуэт Ганны и Данило.
И. Кальман – грустный автор веселых оперетт. Просмотр сцен из
оперетт «Фиалка Монмартра», «Баядера», «Принцесса цирка», «Марица»,
«Сильва».
Прослушивание произведений«Фиалка Монмартра»: «Карамболина»,
«Баядера»: Ария Раджами, дуэт Филиппа и Мариэтты (шимми).
«Принцесса цирка»: Выходна ария Мистера Икс, «Полночь».

«Марица»: Выходная ария Марицы, дуэт Зупана и Марицы.
«Сильва»: Выходная ария Сильвы, Дуэт Бони и Ферри, Песенка Бони.

4 четверть
Н. Паганини – вершина скрипичного исполнительства. Жизненный и
творческий путь. Мифы и легенды. Каприс – характеристика жанра.
Прослушивание произведений Каприс №24, «Кампанелла», «Венецианский
карнавал».
Опера как синтетический вид искусства, соединяющий театр и музыку,
пение и танец, игру актеров и сценическое оформление. Ведущая роль
музыки в опере.
Содержание оперы, оперные сюжеты: исторические, бытовые,
сказочные, лирические. Понятие «либретто оперы». Структура оперы:
действия, картины. Роль оркестра в опере, значение увертюры. Сольные
номера в опере (разновидности), виды ансамблей, различные составы хора,
самостоятельные оркестровые фрагменты. Певческие голоса.
Итальянская опера начала XIX в.
Прослушивание произведений.
В. Беллини. Коватина Нормы из оперы «Норма».
Г.Доницетти. Романс Неморино из оперы «Любовный напиток».
Творчество Дж. Россини – вершина итальянской оперы начала X{X века.
Жизненный путь. «Севильский цирюльник». Характеристика героев и их
амплуа. «Вильгельм Телль» -- первая героико-романтическая опера.
Прослушивание произведений
«Севильский цирюльник»: Увертюра, Серенада Альмавивы,
Каватина Фигаро, Ария Розины, Ария дона Базилио.
«Вильгельм Телль»: Увертюра.
Дж. Верди. Жизненный и творческий путь. Трагедии молодости.
«Набукко» -- перелом в жизни и начало пути к славе. «Маэстро итальянской
революции». «Аида» -- история создания, просмотр отрывков из оперы.
Прослушивание произведений

«Набукко»: Хор пленных.
«Аида»: романс Радамеса, Триумфальный марш.

2-й год обучения . 1 –я четверть.
Русская церковная музыка, нотация, жанры и формы. Уникальная
история формирования русской культуры в целом и музыкальной в
частности. Особенности нотации (крюки и знамена). Профессиональная
музыка – церковная. Приоритет вокального начала.
Для ознакомления предлагается прослушивание любых образцов знаменного
распева, примеров раннего многоголосия (стихир, тропарей и кондаков).
Музыкальная культура XVIII века. Творчество Д.С.Бортнянского,
М.С.Березовского и других. Краткий экскурс в историю государства
российского XVII – начала XVIII века. Раскол. Реформы Петра Великого.
Новые эстетические нормы русской культуры. Жанры канта, партесного
концерта. Возрастание роли инструментальной музыки. Возникновение
русской оперы.
Для ознакомления предлагается прослушивание частей хоровых концертов,
увертюр из опер Д.С.Бортнянского и М.С.Березовского; русских кантов.
Культура начала XIX века. Романсы. Творчество А.А.Алябьева,
А.Е.Гурилева,

А.Л.Варламова.

Формирование

традиций

домашнего

музицирования. Романтизм и сентиментализм в русской поэзии и вокальной
музыке. Формирование различных жанров русского романса: элегия, русская
песни,

баллада,

романсы

«о

дальних

странах»,

с

использованием

танцевальных жанров.
Прослушивание произведений
А.А.Алябьев «Соловей», «Нищая».
А.Л.Варламов «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «Горные
вершины», «На заре ты ее не буди».
А.Е.Гурилев «Колокольчик», «Домик-крошечка».

Михаил Иванович Глинка. Жизненный и творческий путь. Обучение в
Италии, Германии. Зарождение русской музыкальной классики. Создание
двух опер. Поездки во Францию, Испанию. Создание одночастных
симфонических программных увертюр.

Эпоха

Глинки: современники

композитора.
Опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». Общая характеристика;
композиция оперы. Музыкальные характеристики героев: русских и поляков.
Различные виды сольных сцен (ария, каватина, песня, романс). Хоровые
сцены. Понятия «интродукция», «эпилог». Танцы как характеристика
поляков. Повторяющиеся темы в опере, их смысл и значение.
Романсы Глинки – новое наполнение жанра, превращение романса в
особый жанр камерной вокальной миниатюры. Роль русской поэзии,
внимание к поэтическому тексту. Роль фортепианной партии в романсах.
Разнообразие музыкальных форм.
Симфонические сочинения Глинки – одночастные программные
симфонические миниатюры. Национальный колорит испанских увертюр.
«Камаринская»: уникальная роль в становлении русской симфонической
школы. «Вальс-фантазия» как новый тип вальса – психологическая
оркестровая миниатюра.
Прослушивание произведений
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») 1 д.: Интродукция,

Каватина и рондо

Антониды, трио «Не томи, родимый»; 2 д.: Полонез, Краковяк, Вальс,
Мазурка; 3 д.: Песня Вани, сцена Сусанина с поляками, Свадебный хор,
Романс Антониды; 4 д.: ария Сусанина; Эпилог: хор «Славься».
Романсы: «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья»,
«Сомнение», «Не искушай».
Симфонические произведения: «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в
Мадриде», «Вальс-фантазия».
.

2 четверть
Александр Сергеевич Даргомыжский. Жизненный и творческий путь.

Значение

дружбы

с

Глинкой.

Новые

эстетические

задачи.

Поиск

выразительности музыкального языка, отношение к литературному тексту,
передача в музыке интонаций разговорной речи.
Социально-обличительная тематика в вокальных сочинениях.
Опера в творчестве композитора, особенности музыкального языка в
операх «Русалка», «Каменный гость». Психологизм образа Мельника,
жанровые хоровые сцены, портретная характеристика Князя.
Вокальная миниатюра – появление новых жанров и тем (драматическая
песня, сатирические сценки).
Прослушивание произведений
Вокальные произведения: «Старый капрал», «Мне грустно», «Титулярный
советник», «Мне минуло шестнадцать лет», «Мельник», «Червяк».
Опера «Русалка»: ария Мельника из 1 д. и сцена Мельника из 3 д., хор из 2 д.
«Сватушка» из 3 д., Песня Наташи из 2 д., Каватина Князя из 3 д.
Русская культура 60-х годов XIX века. Деятельность и творчество
М.А.Балакирева. Общественно-политическая жизнь в 60-е годы. Расцвет
литературы и искусства. «Западники» и славянофилы. Расцвет русской
музыкальной классики во второй половине

XIX

века,

ее великие

представители. Изменения в музыкальной жизни столиц. Образование РМО,
открытие консерваторий, Бесплатная музыкальная школа. А.Н.Серов и
В.В.Стасов, Антон и Николай Рубинштейны, М.А.Балакирев и «Могучая
кучка».
Прослушивание произведений
Ц. Кюи «Царскосельская статуя».
Александр Порфирьевич Бородин. Жизненный и творческий путь.
Многогранность

личности

А.П.Бородина.

Научная,

общественная

деятельность, литературный талант.
Опера «Князь Игорь» - центральное произведение композитора.

Композиция оперы. Понятие «пролог», «финал» в опере. Русь и Восток в
музыке оперы. Музыкальные характеристики героев в сольных сценах (князь
Игорь, Галицкий, хан Кончак, Ярославна). Хоровые сцены в опере. Место и
роль «Половецких плясок».
Романсы А.П.Бородина. Глубокая лирика, красочность гармоний. Роль
текста, фортепианной партии.
Симфоническое наследие А.П.Бородина, формирование жанра русской
симфонии в 60-х годах XIX века. «Богатырская» симфония.
Прослушивание произведений
Опера «Князь Игорь»: пролог, хор народа «Солнцу красному слава», сцена
затмения; 1 д.: песня Галицкого,

ариозо Ярославны, хор девушек «Мы к

тебе, княгиня», хор бояр «Мужайся, княгиня», 2 д.: каватина Кончаковны,
ария Игоря, ария Кончака, Половецкие пляски, 4 д.: Плач Ярославны, хор
поселян.
Романсы «Для берегов Отчизны дальной», «Фальшивая нота».
Симфония №2 «Богатырская».
Для ознакомления
Квартет №2, 3 часть «Ноктюрн».
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Жизненный и творческий
путь.

Многогранность

деятельности

творческой,

педагогической

Н.А.Римского-Корсакова.

и

Симфоническое

общественной
творчество

Н.А.Римского-Корсакова. «Шехерезада» - программный замысел сюиты.
Средства создания восточного колорита. Лейтмотивы, их развитие. Роль
лейттембров Значение оперного жанра в творчестве композитора. Сказка,
история и повседневный быт народа в операх Н.А.Римского-Корсакова.
Опера «Снегурочка», литературный источник сюжета. Композиция оперы.
Пантеизм, сказочность, реальность, обрядовость в опере. Музыкальные
характеристики реальных и сказочных героев. Лейтмотивы в опере. Опера
«Царская невеста», жанр, историческое событие, образы главных героев,

главная тема – разрушающее влияние деспотической власти на судьбы людей.
Прослушивание произведений:
Симфоническая сюита «Шехерезада» (все части).
Опера «Снегурочка». Пролог – вступление, песня и пляска птиц, ария и
ариэтта Снегурочки, Проводы масленицы; 1 д.: 1 и 2 песни Леля, ариозо
Снегурочки; 2 д.: шествие царя Берендея, каватина царя Берендея; 3 д.: хор
«Ай, во поле липенька», пляска скоморохов, третья песня Леля, ариозо
Мизгиря; 4 д.: сцена таяния Снегурочки, заключительный хор.
Опера «Царская невеста»: Увертюра, Речитатив и Ария Грязного, Песня и
Ариозо Любаши, Ария Марфы, Ария Любаши, Сцена безумия Марфы.
3 четверть
. Модест Петрович Мусоргский. Жизненный и творческий путь.

Социальная

направленность,

историзм

и

новаторство

творчества

М.П.Мусоргского. Судьба наследия композитора, редакции его сочинений.
«Борис Годунов», история создания, редакции оперы, сложности постановки.
Идейное содержание оперы. Композиция оперы, сквозное развитие действия,
декламационное начало вокальных партий ряда персонажей – характерные
черты новаторского подхода композитора к реализации замысла оперы.
Вокальные произведения М.П.Мусоргского.

Продолжение традиций

А.С.Даргомыжского, поиск выразительной речевой интонации. Круг поэтов,
тематика циклов и песен М.П.Мусоргского. («Детская», «Светик Савишна» и
др.).
«Картинки с выставки» - лучшее инструментальное произведение
композитора. История создания, особенности построения, лейтмотив цикла.
Оркестровая версия М.Равеля.
Прослушивание произведений:
«Борис Годунов»: оркестровое вступление, пролог 1к.: хор «На кого ты нас
покидаешь», сцена с Митюхой, 2 к. целиком, 1 д. 1 к.: монолог Пимена, 1 д. 2

к.: песня Варлаама, 2 д. монолог Бориса, сцена с курантами, 4 д. 1 к.: хор
«Кормилец-батюшка», сцена с Юродивым, 4 д.3 к.: хор «Расходилась,
разгулялась»
«Картинки с выставки».
Песни: «Семинарист», «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушке»,
«Озорник», «Козел», «Раек», «Классик», «Забытый». Вокальные циклы
«Детская», «Песни и пляски смерти»
Для ознакомления
Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе»,
Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москве-реке»).
Петр

Ильич

Чайковский.

Жизненный

и

творческий

путь.

Композитор, музыкальный критик, педагог, дирижер. Признание музыки
Чайковского при жизни композитора во всем мире. Отлтчте творческих
устремлений Чайковского от композиторов «Могучей кучки». Оперы и
симфонии как ведущие жанры творчества.
Первая симфония «Зимние грезы», ее программный замысел. Строение
цикла, особенности сонатной формы 1 части. Использование народной песни
как темы в финале симфонии. Симфонии № 4, 5. 6 – «три акта одной
трагедии».
«Пиковая

дама»

--

психологическая

музыкальная

драма.

Принципиальные отличия от первоисточника. Интродукция как зерно
конфликта оперы. Трансформация образа Германа.
«Евгений Онегин» - «лирические сцены». Литературный источник
сюжета, история первой постановки оперы силами студентов Московской
консерватории. Композиция оперы. Новый тип русской оперы – лирикопсихологический. Особенности драматургии, понятие «сцена». Музыкальные
характеристики главных героев. Интонационная близость характеристик
Татьяны и Ленского. Темы, связанные с главными героями оперы, изложение
тем в разных картинах.

Прослушивание произведений
Симфония №1 «Зимние грезы», № 4, № 6 «финал).
Опера «Пиковая дама»: Интродукция, 1 к.: ариозо Германа и баллада
Томского, 2 к.: дуэт Лизы и Полины, ариозо Лизы, 3 к. ария Елецкого, дуэт
Прилепы и Миловзора, 4 к.: песенка Графини, 6 к.: Ария Лизы, 7 к.6 ппесенка
Томского, Ария Германа.
Опера «Евгений Онегин». 1к.: вступление, дуэт Татьяны и Ольги, хоры
крестьян, ария Ольги, ариозо Ленского «Я люблю вас»; 2 к.: вступление,
сцена письмаТатьяны; 3 к.: хор «Девицы, красавицы», ария Онегина, 4 к.:
вступление, вальс с хором, мазурка и финал, 5 к.: вступление, ария Ленского,
дуэт «Враги», сцена поединка, 6 к.: полонез, ария Гремина, ариозо Онегина; 7
к.: монолог Татьяны, дуэт «Счастье было так возможно», ариозо Онегина «О,
не гони, меня ты любишь».
Для ознакомления
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»,
Квартет № 1, 2 часть,
Концерт для фортепиано с оркестром № 1,
Романсы «День ли царит», «Серенада Дон Жуана», «Благословляю вас, леса».
4 четверть.
Русская культура в конце XIX - начале XX веков. «Серебряный век»
русской культуры. Меценаты и музыкально-общественные деятели. Развитие
музыкального

образования.

Связи

с

отечественным

искусством

и

литературой. «Мир искусства». Выдающиеся исполнители этого периода.
Творчество А.К.Лядова. Специфика стиля – преобладание малых форм
в фортепианной и симфонической музыке. Преобладание сказочной тематики
в программных произведениях.
Прослушивание произведений
Лядов: «Волшебное озеро», «Музыкальная табакерка».
Творчество

С.В.Рахманинова.

Биография.

Наследник

традиций

П.И.Чайковского. Русский мелодизм в духовных и светских сочинениях.
С.В.Рахманинов – выдающийся пианист. Обзор творчества.
Прослушивание произведений
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром,
Романсы «Не пой, красавица», «Вешние воды», «Вокализ», «Сирень»,
Прелюдии до-диез минор, соль минор, соль-диез минор,
Музыкальный момент ми минор. Этюд-картина ля минор
Для ознакомления
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром,
Творчество А.Н.Скрябина. Биография. Особенности мировоззрения и
отношения к творчеству. Эволюция музыкального языка – гармонии, ритма,
метра, мелодии. Симфонические и фортепианные жанры в музыке Скрябина.
Жанр поэмы. Новая трактовка симфонического оркестра, расширение
состава, особенности тематизма, тембры-символы.
Прослушивание произведений
«Поэма экстаза», Этюд ре-диез минор ор. 8,
Биография И.Ф.Стравинского, «Русские сезоны».
творческой

деятельности

Стравинского.

Новые

Многогранность

стилевые

веяния

и

композиторские техники. Личность С.П.Дягилева, роль его антрепризы в
развитии и популяризации российской культуры. «Мир искусства».
Балеты И.Ф.Стравинского: «Жар-птица» и

«Петрушка». Значение

сочинений «русского периода», новации в драматургии, хореографии и
музыке балета.
Новые стилевые веяния и композиторские техники, менявшиеся на
протяжении творчества И.Ф.Стравинского.
Прослушивание произведений
«Петрушка». Фрагменты балета «Весна священная».
4 четверть
Отечественная музыкальная культура 20-30-х годов ХХ века.
Революции в России начала ХХ века. Социально-культурный перелом. Новые

условия бытования музыкальной культуры в 20-40-е годы ХХ века. Новые
жанры и новые темы.
Сергей Сергеевич Прокофьев. Жизненный и творческий путь.
Сочетание двух эпох в его творчестве: дореволюционной и советской.
С.С.Прокофьев

–

выдающийся

пианист.

Уникальное

сотрудничество

С.С.Прокофьева и С.М.Эйзенштейна. «Александр Невский» - киномузыка,
переросшая в самостоятельное оркестровое произведение.
Балеты С.С.Прокофьева – продолжение реформ П.И.Чайковского,
И.Ф.Стравинского. Выбор сюжетов. Лейтмотивы, их роль в симфонизации
балетной музыки. Постановки, выдающиеся танцовщики – исполнители
партий.
Симфоническое творчество С.С.Прокофьева. Седьмая симфония –
последнее завершенное произведение композитора. Особенности строения
цикла.
Прослушивание произведений
Кантата «Александр Невский»,
Балет «Ромео и Джульетта»: вступление, 1 д.: «Улица просыпается»,
«Джульетта-девочка», «Маски», «Танец рыцарей», «Мадригал»; 2 д.: «Ромео
у патера Лоренцо»; 3 д.: «Прощание перед разлукой»,
Симфония №7: 1, 2, 3 и 4 части.
Для ознакомления
Кинофильм С.М.Эйзенштейна «Александр Невский»,
Фильм-балет «Ромео и Джульетта» (с Г.Улановой в роли Джульетты),
Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»,
Первый концерт для фортепиано с оркестром.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Жизненный и творческий
путь. Гражданская тематика творчества, музыка Д.Д.Шостаковича как
летопись истории страны. Особое значение жанра симфонии, особенности
цикла. Роль камерной музыки в творчестве композитора.
Седьмая («Ленинградская») симфония. Великая Отечественная война в

советской музыке. Подробный разбор первой части (особенности строения
сонатной формы, «эпизод нашествия», измененная реприза) и краткая
характеристика 2, 3 и 4 частей.
Прослушивание произведений
Симфония №7 До мажор.
А.И. Хачатурян. Жизненный и творческий путь. Балеты «Спартак» и «Гаяне».
В.А.Гаврилин. Балет «Анюта». Вокальное и хоровое творчество.
3-й год обучения
1 четверть.
История развития музыки в Средние века.
Западная христианская цивилизация – наследница античной культуры.
Церковь – средоточие культуры в раннем средневековье. Церковное пение –
хорал. Григорианский хорал

и его особенности. Органум – вид ранней

полифонии. История возникновения нотного письма, Гвидо Аретинский.
Школа Нотр-Дам. Творчество композиторов Нидерландской школы –
вершина средневековой полифонии. Месса-- главный жанр католического
богослужения. Строение мессы. Палестрина – мастер мессы. Светская
средневековая музыка: искусство трубадуров,

труверов, менестрелей,

миннезингеров, мейстерзингеров. Жанры светской музыки: павана, гальярда,
мотет, мадригал.
Прослушивание произведений:
Григорианский хорал. Органум.
Перотин. Органум. Орландо Лассо. «Эхо»
Палестрина. «Месса Папы Марчелло»: Agnus Dei.
Вальтер фон дер Фогельвейде. Рыцарская песня.
Клеман Жанекен. «Песня птиц».
Карло ди Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».
История развития оперы. «Флорентинская камерата», два «Орфея»,
«драма на музыке», К. Монтеверди. Опера seria и buffa.
Прослушивание произведений

Дж. Перголези. «Служанка-госпожа».
Музыкальная

культуры эпохи барокко.Г.Ф.

Гендель: жизненный и

творческий путь. Мастер оратории. Оратория – жанр религиозной музыки.
Прослушивание произведений:
«Аллилуйя» из оратории «Мессия». «Сарабанда». «Пассакалья». Ария
Альмирены из оперы «Ринальдо».
А. Вивальди: жизненный и творческий путь. Слава и забвение. Мастер
концерта. Характеристика жанра. «Временв года». Новое в концертах
Вивальди.
Прослушивание произведений: «Времена года».
Иоганн Себастьян Бах. Жизненный и творческий путь. Работа Баха
органистом, придворным музыкантом, кантором в разных городах Германии.
Ознакомление с историей Реформации.

Специфика устройства органа,

клавесина, клавикорда. Принципы использования органной музыки в
церковной службе. Инвенции. Уникальное учебное пособие для начинающих
исполнителей на клавире Хорошо темперированный клавир – цель создания,
строение цикла. Имитационные жанры: инвенция, фуга, канон. Принцип
организации (тема, противосложение, интермедия и т.д.). Импровизационные
жанры: токката, прелюдия, фантазия. Хоральные прелюдии Баха и их роль в
протестантском

богослужении.

Инструментальные

сюиты

–

история

формирования цикла, обязательные и дополнительные танцы. Пассионы –
характеристика жанра, сходство и различие с ораторией. «Страсти по
Матфею» Баха – вершина жанра. Сравнительный анализ жизни и творчества
Баха и Генделя: скромный гений и «звезда» музыкального Олимпа.
Прослушивание произведений
Хоральная прелюдия фа минор, Токката и фуга ре минор для органа,
Двухголосные инвенции До мажор, Фа мажор,
Прелюдия и фуга до минор из 1 тома ХТК,
Французская сюита до минор. «Ария» из оркестровой сюиты ре мажор.
«Страсти по Матфею» -- заключительный хор.

2 четверть.
Классицизм,

возникновение

и

обновление

инструментальных

жанров и форм, опера. Основные принципы нового стилевого направления.
Сонатный цикл и симфонический цикл, их кардинальное отличие от
предшествующих жанров и форм. Переосмысление драматургии формы
произведения. Состав симфонического оркестра. Мангеймская школа.
Венские

классики.

Великая

французская

революция.

Французские

энциклопедисты. Реформа оперного жанра. Творчество Х.В.Глюка, суть его
реформы – драматизация музыкального спектакля.
Прослушивание произведений
Глюк. «Орфей»: Хор из 1 д., сцена с фуриями из 2 д., ария «Потерял я
Эвридику».
Йозеф Гайдн. Жизненный и творческий путь. Вена – «музыкальный
перекресток» Европы. Судьба придворного музыканта. Поездка в Англию.
Ознакомление со спецификой строения сонатно-симфонического цикла на
примере симфонии Ми-бемоль мажор (1 часть – сонатная форма, 2 часть двойные вариации, 3 часть - менуэт, финал). Эволюция клавирной музыки.
Строение классической сонаты. Подробный разбор строения и тонального
плана сонатной формы
Прослушивание произведений
Симфония Ми-бемоль мажор (все части), симфония «Сюрприз» (2 ч.),
симфония «Прощальная» (1ч., финал)
Сонаты ре мажор и ми минор,
3 четверть.
Вольфганг Амадей Моцарт. Жизненный и творческий путь. «Чудоребенок», поездка в Италию, трудности устройства, разрыв с зальцбургским
архиепископом. Венский период жизни и творчества. Основные жанры
творчества.

Симфоническое

творчество

В.А.Моцарта.

Лирико-

драматический характер симфонии соль-минор. Опера «Свадьба Фигаро» сравнение с первоисточником Бомарше. Функция увертюры. Сольные

характеристики главных героев. Опера «Дон Жуан» -- первоисточник
(средневековая испанская легенда), необычность жанра («веселая драма»),
отношение автора к главному герою.

«Реквием» -- история создания,

строение, проблема авторства.
Прослушивание произведений
Симфония соль минор (все части),
Опера «Свадьба Фигаро» - увертюра, дуэт Сюзанны и Фигаро, Каватина и
Ария Фигаро, две арии Керубино, ария Барбарины, ария Сюзанны .
Опера «Дон Жуан» - Увертюра, Ария Лепорелло, Ария «с шампнским», дуэт
Дон Жуана и Церлины.
Оперы «Дон Жуан», «Волшебная флейта»
«Реквием» - «День гнева», «Слезная».
Людвиг ван Бетховен. Жизненный и творческий путь. Юность в
Бонне. Влияние идей Великой французской буржуазной революции на
мировоззрение и творчество Л. Ван Бетховена. Жизнь в Вене. Трагедия
жизни – глухота. Основные жанры творчества. Фортепианные сонаты, новый
стиль пианизма. «Патетическая» соната. «Аппассионата». Новое в симфониях
– содержание, масштаб, философские идеи, изменение жанра в структуре
симфонического цикла - замена менуэта на скерцо. Симфония №3 – «после
нее музыка никогда не будет прежней». Принципы монотематизма в
Симфонии №5 до-минор. Симфония №9 – завещание композитора грядущим
поколениям. Программный симфонизм, театральная музыка
И.В.Гете «Эгмонт».
Прослушивание произведений
Соната №8 «Патетическая», № 14 «Лунная».
Симфония №5 до минор,
Увертюра из музыки к драме И.В.Гете «Эгмонт».
Для ознакомления
Соната для фортепиано №23, 1ч.,

к драме

Симфония № 3, Симфония № 9, 1 ч., финал,
Романтизм в музыке. Новый стиль, новая философия, условия и
предпосылки возникновения. Новая тематика, новые сюжеты – природа,
фантастика, история, лирика, тема одиночества, романтический герой. Новые
жанры – фортепианная и вокальная миниатюра, циклы песен, пьес,
симфоническая поэма.
4 четверть.
Франц Шуберт. Жизненный и творческий путь. Песни и вокальные
циклы. Ф.П. творчество. Новая трактовка симфонического цикла, специфика
песенного тематизма в симфонической музыке («Неоконченная» симфония).
Прослушивание произведений
Песни: «Лесной царь», «Форель», «Аве Мария», «Серенада», «Маргарита за
прялкой». Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»
Симфония № 8 «Неоконченная».
Фредерик Шопен. Жизненный и творческий путь. Юность в Польше,
жизнь в Париже, Ф.Шопен как выдающийся пианист. Специфика творческого
наследия – преобладание фортепианных произведений. Танцевальные жанры.
Ноктюрны. Прелюдия – новая разновидность фортепианной миниатюры,
цикл прелюдий Ф.Шопена, особенности его строения.
Прослушивание произведений
Вальсы, мазурки, полонезы. Ноктюрны.
Прелюдии ми минор, Ля мажор, до минор,
Баллада № 1, Соната №2, Фантазия-экспромт до-диез минор.
4-й год обучения.
1 четверть.
Композиторы-романтики первой половины XIX века. Значение
национальных композиторских школ. Ф.Мендельсон – классик среди
романтиков Творчество (исполнительское и композиторское) Ф.Листа.
Р.Шуман – композитор и музыкальный критик. Возникновение
национальных композиторских школ. Б.Сметана и А. Дворжак --

представители чешской музыки. Э. Григ – родоначальник норвежской
музыки.
Прослушивание произведений:
Ф. Мендельсон: Концерт для скрипки с оркестром, 1 ч., Увертюра из музыки
к комедии У Шекспира «Сон в летнюю ночь». «Песни без слов».
Р. Шуман: вокальный цикл «Любовь поэта», ф.п. цикл «Карнавал».
Ф.

Лист:

«Венгерская

рапсодия»

№2,

ноктюрн

«Грезы

любви»,

«Кампанелла».
Б.Сметана. «Влтава» из цикла «Моя Родина»
А. Дворжак. Симфония «из Нового Света». «Славянские танцы».
Э. Григ. Концерт для ф-но с оркестром. Романс «Люблю тебя».
2 четверть
Европейская опера в XIX веке. Разные пути развития оперного жанра.
Д.Верди. Оперы «Травиата» и «Риголетто». Сюжет, подлинная история.
литературный первоисточник, проблемы с цензурой, реакция публики.
Трагедийность опер Верди.
Прослушивание произведений:
«Травиата»: Вступление, 1д.:Застольная песня, дуэт Альфреда и
Виолетты, Ария Виолетты, 2 д.: Дуэт Виолетты и Жермона, ария Жермона,
Хоры цыганок и матадоров. 3д.: Ария Виолетты, Дуэт Виолетта и Альфреда.
«Риголетто»: 1д.: Баллада Герцога, Ария Джильды, 2 д.: хор
придворных, Арии Риголетто, 3 д.: Песенка Герцога, Квартет Герцога,
Маддалены, Джидьды и Риголетто.
Композиторы-веристы.

Краткая

характеристика

творчества

Р.

Леонкавалло. П. Масканьи. Дж. Пуччини.
Прослушивание произведений:
Леонкавалло. «Паяцы»: Ария Канио.
Пуччини.

«Чио-чио-сан»:

Ария

Чио-Чио-сан.

«Тоска»:

Ария

Каварадосси.
Немецкая опера в XIX веке. Исторические предпосылки появления

национальной

оперы.

К.М.

Вебер

–

основоположник

немецкой

романтической оперы. Р. Вагнер. Основные вехи жизни и творчества.
Оперная реформа Вагнера. Отношение к нему современников.
Прослушивание произведений:
Вебер. Хор охотников из оперы «Вольный стрелок».
Вагнер. «Тристан и Изольда» -- Увертюра. «Валькирии» -- Полет
Валькирий. «Лоэнгриг» -- Антракт к 3 д.
3 четверть

Французская музыка XIX века. Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония» как
образец программного симфонизма. Ж. Бизе. Жизненный и творческий путь.
Опера «Кармен» -- ожидания от премьеры и провал. «Кармен» как яркий
образец реализма в европейской опере. Ж. Массне. Создатель лирической
оперы. Опера «Манон»
Прослушивание произведений:
Берлиоз. «Фантастическая симфония»
«Кармен»: Увертюра, 1д.: Хабанера, Сегидилья, 2 д.: Цыганская песня,
Куплеты Тореадора, Ария Хосе, 3 д.: Антракт, Сцена гадания, 4 д.: Антракт,
Сцена смерти Кармен. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка»
Массне. «Элегия». «Размышление из оперы «Таис».
Французский импрессионизм. Появление импрессионизма в живописи. В
музыке – новая стилистика, новые средства выразительности, звукопись.
К. Дебюсси как яркий представитель импрессионизма. М Равель –
полистилист.
Прослушивание произведений:
Дебюсси: прелюдии «Прослушивание произведений:Девушка с волосами
цвета льна», «Шаги на снегу», «Затонувший собор»; «Послеполуденный
отдых фавна», фрагменты из оперы «Пеллеас и Мелизанда».
Равель: «Игра воды», «Болеро», фрагменты из оперы «Дитя и волшебство».
Австрийская и немецкая музыка 2-й половины XIX века. Й. Брамс – яркий
представитель австрийского симфонизма. Г Малер -- непонятый гений и
пророк грядущих катастроф.

Прослушивание произведений:
Брамс: Симфония № 3 (3 ч.)
Малер: Симфония № 1 (финал), № 5 (4 ч.)
4 четверть.
Р. Штраус и дальнейшее развитие программной симфонической поэмы.
Опера «Саломея» -- новая эстетика и слом сложившихся канонов. К. Орф –
видный деятель музыкальной педагогики, «Кармина Бурана».
Прослушивание произведений:
Р. Штраус: «Танец семи покрывал» из оперы «Саломея».
Орф: «О, Фортуна» из кантаты «Кармина Бурана».
Немецкий экспрессионизм. Возникновение стиля как реакция на катастрофу
Первой Мировой войны. Предшественники: в живописи – Э. Мунк, в музыке
– Г Малер. Нововенская школа – А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн – учитель и
ученики.
Прослушивание произведений:
Шенберг: «Лунный Пьеро». Веберн: ф.п. произведения.
Берг: фрагменты из оперы «Воццек».
Пути развития музыки в конце 20 века. Хиндемит, Штокхаузен, Ноно.
Российские композиторы. Денисов, Шнитке, Губайдуллина.

III. Требования к уровню подготовки учащегося
В результате освоения данной программы учащиеся должны:
- Эмоционально реагировать на музыку, испытывать при этом радость, внимательно
слушать ее;
- Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы,
узнавать ее характерные образы;
- Определять к какому жанру (марш, песня, танец) принадлежит прослушанное
произведение и на каком инструменте оно исполняется;
- Уметь выражать свои впечатления от музыки в движении или рисунке;
- Определять общее настроение, характер музыкального произведения, выделять
отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, лад;

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую
аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма тестирования.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Для определения полноты и глубины знаний обучающихся, по окончании каждого
полугодия выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущих отметок.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные
произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной
выразительности, умение сравнивать, обобщать знание музыкальной литературы.
В конце полугодий (2 и 4 четвертей) проводятся контрольные уроки.
Требование к контрольному уроку:
Изложение темы в устном или письменном виде (тестовые задания).
Музыкальная викторина по материалу четверти, полугодия или учебного
года.
При оценивании учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через
средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на
основе полученных знаний.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу,
следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям
музыкой;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
5 - дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания
музыкального
произведения,
средств
музыкальной
выразительности,
ответ
самостоятельный.
4 - ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального
произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.
3 - ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты
недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
2 - ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Оценка качества может быть дополнена системой «плюс» и «минус», что даст
возможность более конкретно и точно оценить ответ учащегося.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на
обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия.
Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода
к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться

внеклассной работой - посещением

выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов.
Средства, необходимые для реализации программы: учебное пособие «Музыка и
окружающий мир», наглядные пособия, учебно-методическая литература, нотная
литература, фортепиано, аудио и видео - материалы.
VI.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М.: «Советский композитор», 1984.
2. Акимова Л. Слушание музыки в ДМШ и ДШИ (программа, методические
рекомендации). Пенза, 2000.
3. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. СПб.: «Композитор»,
1998, вып.6.
4. Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. М.: «Музыка», 1998.
7. Владимирова О. Рабочая программа дисциплины «Слушание музыки» для ДМШ
и ДШИ. СПб.: «Советский композитор», 1984.
8. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. СПб.:
«Советский композитор», 1984.
10. Головинский Г., Ройтерштейн М. Книга о музыке. М.: «Советский композитор»,
1998.
11. Григорович В., Андреева З. Слово о музыке. М.: «Просвещение», 1990. Вып.1,2.
12. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. СПб.: «Композитор», 1999.
13. Зильберквит М. Мир музыки, М.: «Детская литература», 1998.
15. Ивановский Ю. Занимательная музыка. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
16. Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные
фантазии. СПб.: «Композитор», 2000.
17. Метлов Н. Музыка – детям. М.: «Музыка», 1985.
19. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: «Советский композитор»,
1984.
20. Музыкальная энциклопедия. Т. 1-6. М., 1974-1982.
22. Самин Д. Сто великих композиторов. М.: «Вече», 1999.
23. Смолина Е. Современный урок музыки: творческие приемы и задания.
Ярославль: «Академия развития», 2007.
24. Творческие портреты композиторов. Справочник. М.: «Музыка», 1990.
25. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. 1-3 класс. М.: «Росмэн», 2005.
26. Шакирова И. Музыка в сказке.
1.
Александрова В. Есть внутренняя музыка души // Музыка в школе, 1990,
№3. С. 29-31.
2.
Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л.,
1977.
3.
Васина – Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976.
4.
Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.

5.
Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки – уроки творчества // Проблемы
детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С.
31-47.
6.
Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990.
7.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984.
8.
Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной
литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.
Токарская М. Совершенствование методов обучения музыкальной литературе в
детской музыкальной школе // Проблемы детского музыкального воспитания.
Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С.74-89.
9.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и
фантазиями. Санкт-Петербург, 1997.
10.
Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. М.,1990.
11.
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983.
12.
Шевчук Л. Исторические путешествия в мир искусства // Музыка в школе,
1990, №3. С.57-58..
13.
Акимова Л. «Учимся слушать музыку» выпуск 1-4. М. 1984-1999
14.
Кабалевский Д. Прекрсное пробуждает добро. М. 1973
15.
Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке» М. 1992


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».