Программа

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
по учебному предмету
Музыкальный инструмент (фортепиано)

г. Качканар
2023 г.

Принято:

Утверждаю:

Педагогическим советом

Директор МУДО «ДМШ»

Протокол № от

2021г.

____________
Приказ №

от

2023г.

Составитель: Сизова Елена Владимировна, преподаватель МУДО «ДМШ» г. Качканар,
Высшая квалификационная категория

2

Структура программы учебного предмета

I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения

3

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств
по видам искусств», утвержденных приказом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013г. № 191-01-39/06 ГИ, а также с учетом
многолетнего
педагогического
опыта
в
области
фортепианного
исполнительства в детских школах искусств.
Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 8-9лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого
обучающегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент
(фортепиано)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в
индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого
музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в
ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями
создавать
художественно-осмысленные
трактовки
произведений,
развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух,
формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое
музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им
уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А
позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных
занятиях музыкой.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в
форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе
той или иной формы завершения обучения образовательная организация
вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный
инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 5лет, продолжительность
учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34 недели в
год.
4

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная
нагрузка

Всего
часов

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
18
32
36
32
36
64
72

2-й год
3
4
16
18
32
36
32
36
64
72

3-й год
5
6
16
18
32
36
32
36
64
72

4-5-й год
7
8
16
18
32
36
32
36
64
72

272
272
544

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент
(фортепиано)» при 5-летнем сроке обучения составляет 544 часа. Из них: 272
часов – аудиторные занятия, 272 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная
и
мелкогрупповая
формы
занятий
позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих
способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и
представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование
практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса
к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
предмета «Музыкальный инструмент

Задачами
(фортепиано)»
являются:
 ознакомление
детей
с
фортепиано,
исполнительскими
возможностями и разнообразием приемов игры;
 формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
 приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
5

 приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
 оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения,
дисциплины;
 воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение
соединяет в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических
форм музицирования на фортепиано, в том числе, аккомпанирования,
подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоениеучебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями построен основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).

6

Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый учащийся имеет доступ к библиотечным фондам школьной
библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться
Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями, учебнометодической и нотной литературой.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Фортепиано» оснащены учебной мебелью (стулья, столы,
шкафы, полки для нотной литературы), подставками для ног. Учебные
аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Фортепиано» оснащены пианино. Учебные аудитории имеют
звукоизоляцию, имеют площадь не менее 6 кв. м. В школе созданы условия
для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных
инструментов и учебного оборудования.
II.

Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план

Тематический план 1-го года обучения специальности
Разделы
Знакомство с инструментом
Донотный период
Изучение нотной грамоты
Постановка рук
Развитие технических навыков
Ансамбль
Работа над эмоционально-художественным
развитием
Итого:

Всего часов
2
4
5
9
16
16
16

Теория
1
1
2
2

Практика
1
3
3
9
16
16
14

68

6

62

Тематический план 2-го года обучения специальности
Разделы
развитием навыков

Работа над
чтения
нотного текста
Работа над развитием координации
Работа над аппликатурой
Работа
над
звуковым
решением
произведения
7

Всего часов
14

Теория
2

Практика
12

6
10
10

1
2
2

5
8
8

Работа
над
игровыми
упражнениями
Ансамбль
Итого:

приемами

и

12

1

11

16
68

8

16
60

Тематический план 3-го года обучения специальности
Разделы
Всего часов
Работа над развитием навыков чтения нотного
14
текста
Работа над аппликатурой
8
Работа над звукоизвлечением
10
Работа над полифонией
8
Работа
над
игровыми
приемами
и
8
упражнениями
Работа над развитием технических навыков
10
Ансамбль
10
Итого:
68

Теория
1

Практика
13

1
1
2
2

7
9
6
6

2
9

8
10
59

Тематический план4- 5-го года обучения специальности
Разделы
Всего часов
Работа над развитием навыков чтения нотного
14
текста
Продолжение работы над развитием
9
технических навыков
Работа над педалью
8
Работа над полифонией
10
Работа над крупной формой
10
Работа
над
художественным
образом
7
произведения
Ансамбль.
10
Итого:
68

Теория
1

Практика
13

1

8

2
2
2
2

6
8
8
5

10

10
58

Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
возможностей и интересов учащихся.

Содержание изучаемого курса
1 год обучения
8

1. В течение учебного года преподаватель прорабатывает с учеником
20-25 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и
танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли,
а также (для более продвинутых учащихся) – легкие сонатины и вариации.
2. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок, а
затем на протяжении всего года - песен (типа «Во поле береза стояла»).
Освоение нотной грамоты, простейшие упражнения в чтении нот с листа.
Приобщает ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с
преподавателем простейших пьес в четыре руки). Вовлекает ребенка в
область художественного творчества, выявляет его индивидуальные
склонности.
В течение всех лет обучения преподаватель должен:
- ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи
произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля, с
музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;
- развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе
музыкальные произведения.
3. Упражнения в виде различных последований пальцев (нон легато,
легато, стаккато) в пределах позиции руки от разных звуков и с
перемещениями по октавам.
4. Технические требования: мажорные гаммы (2-3 по выбору) в две
октавы двумя руками, в противоположном движении двумя руками при
симметричной аппликатуре, хроматическая гамма, тонические трезвучия с
обращениями, арпеджио по три звука, T-S-D-T.
Этюды
Визная И. «Эхо»
Эрнесакс Г. « Едет паровоз»
Геталава О. «Лягушки танцуют», «В лесу», «Мишки в цирке»
Беркович И. «Маленькие этюды»: № 1-14
Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих»: № 1-3, 7, 9-13, 15, 19
Черни К. «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Гермера
Ч. 1 № 1-6
Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов: № 1-15
Соч. 160. 25 легких этюдов: № 1-20
Школа игры на фортепиано. Под редакцией А. Николаева ( по выбору)
Пьесы
Арроэ. Эстонский народный танец.
9

Гедике А. «Заинька»
Волков В. «Солнечный зайчик»
Кравченко Б. «Упрямый козлик»
Майкапар С. «Вальс», «Дождик», «В садике», «Пастушок»
Парусинов А. «Марш»
Раутио В. «Танец»
Сигмейстер Э. «Кукушка танцует»
Слонов Ю. «Вальс»
Степовой Я. «На качелях», «Пчелка»
Холминов А. «Дождик»
Алексанров А. «Новогодняя полька»
Книппер Л. «Полюшко – поле»
Крутицкий М. «Зима»
Любарский Н. «Курочка»
Назарова – Метнер Т. «Латышская полька»
Стрибогг И. «Вальс петушков»
Кореневская И. «Дождик», «Осень», «Танец»
Корепанов А. «Танцующий слон»
Бетховен Л. «Немецкий танец»
Галынин Г. «Зайчик»
Гречанинов А. «В разлуке», «Мазурка»
Кабалевский Д. «Ёжик», «Маленькая полька»
Моцарт В. «Волынка»
Филипп И. «Колыбельная»
Штейбельт Д. «Адажио»
Шостакович Д. «Марш»
Хаджиев П. «Светяки»
Ляховицкая С. «Где ты, Лека?»
Гретри А. «Кукушка и осел»
Берлин П. «Марширующие поросята»
Лонкшам – Друшкевичова К. «Краковяк», «Полька»,
«Из бабушкиных воспоминаний»
Игнатьев В. «Марш барбоса», «Негритянская колыбельная»

Полифонические произведения
Корелли А. «Сарабанда»
Кригер И. «Менуэт» ля минор
10

Сперонтес « Менуэт»
Моцарт Л. «Менуэт» ре минор
Сен – Люк «Бурре»
Телеман Г.Ф. « Пьеса»
Тюрк Д.Г. «Веселые ребята», «Маленький балет»
Шевченко С. «Канон»
Гедике «Ригодон» ре минор
Гайдн Й. «Менуэт» фа мажор
Произведения крупной формы
Штейбельд «Сонатина» до мажор
Дебюк А. «Русская песня с вариациями»
Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»
Литкова И. Вариации на тему бел.н. п. «Славка и Гришка сделали дуду»
Моцарт В. «Аллегро» си бемоль мажор
Салютринская Т. «Сонатина»
Примерные исполнительские программы:
1. Моцарт Менуэт Ре мажор
Мясковский Вроде вальса
2. Кригер Менуэт Ля минор
Майкапар Пастушок
3. Сен-Люк Бурре
Шейбельт Адажио
4. ВильтонСанатина
Шостакович Вальс
5. Беркович Вариации на тему р.н.п. Во саду-ли в огороде
Ч.н.п. Аннушка обработка Ребикова
2 год обучения
1. В течение учебного года преподаватель прорабатывает с учеником
14-18 музыкальных произведений:
6-7 разнохарактерных пьес, 1-2 пьесы с элементами полифонии, 1-2
произведения крупной формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 1-2
произведения в порядке ознакомления
2. Чтение с листа мелодии песенного характера с несложным
сопровождением в виде опорных звуков гармония в басу. Игра с
преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров.
Подбор по слуху песенных мелодий (типа «Заинька, попляши», «Маленькой
11

ёлочке») с простейшим сопровождением. Транспонирование песенных
мелодий (например, «Как пошли наши подружки») из до мажора в
ближайшие тональности. Опыты сочинения музыки (возможно на заданное
стихотворение), изображение звуками на инструменте сказочного образа,
досочинение мелодий, например ответных предложений.
3. Работа над пальцевой техникой в различного вида упражнениях, а
также над развитие навыков свободных кистевых движений путем игры
интервалов.
4. Технические требования: мажорные и минорные гаммы до двух
знаков включительно в прямом и противоположном движении (при
синхронной аппликатуре) на две октавы для более способных учеников в
четыре октавы, хроматические гаммы, тонические трезвучия с обращениями,
аккорды T-S-D-T.
5. В течение учебного года
Примерные репертуарные списки музыкальных произведений
Этюды
1. Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ред. Гернера
2. Ч. 1: № 10, 11, 13 – 18, 20, 23 – 29
3. Шитте А. Соч. 108 25 маленьких этюдов: № 16, 21 -23.
4. Соч. 160 25 легких этюдов: № 23, 24
5. Гедике Соч. 32 № 7
6. Лимуан А. Соч 37 № 17
7. Берлин Г. Соч 70 № 33
8. Гурлит
№ 8, 15
9. Гнесина Е. № 48 ре мажор
10. Лешгорн
№ 43 фа мажор
11. Беркович И. Этюд на тему Паганини
Пьесы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Бах И. С. «Волынка»
Беркович И. «На опушке»
Бетховен Л. «Два экосеза», «Сурок»
Гаврилин В. «Каприччио»
Гайдн Й. «Немецкий танец»
Гедике А. «Маленькое рондо», «Медленный вальс»
Герченинов А. «Вальс», «Мазурка»
Глинка М. «Жаворонок», «Полька»
12

9. Дварионас Б. «Прелюдия»
10. Кабалевский Д. «Клоуны»
11. Куперен Ф. «Кукушка»
12. Майкапар С. «Вальс», «Колыбельная», «Маленький
«Мимолетное видение», «Полька», «Раздумье», «Мотылек»
13. Ребиков В. «Дети вокруг елки»
14. Тюрк Д.Г. «Детская кадриль», «Пьеса»
15. Чайковский П. «Старинная французская песенка»,
16. «Марш деревянных солдатиков»
17. Градески Э. «Задиристые буги»
18. Роули А. «В стране гномов»
19. Корепанов А. «Колыбельная»
20. Петерсен «Марш гусей»

командир»,

Полифонические произведения
1. Коттинг Ф. «Куранта»
2. Моцарт В. «Менуэт» до мажор
3. Моцарт Л. «Полонез»
4. Гендель «Сарабанда» ре минор, фа мажор
5. Бах И. С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»:
6. Менуэт ре минор, Волынка ре мажор, Полонез соль минор № 2
7. Пахельбель И. «Сарабанда»
8. Корели А. «Сарабанда» ре минор
9. Шевченко С. «Канон»
10. Павлюченко С. «Фугетта»
11. Бём Г. «Менуэт» соль мажор
Произведения крупной формы
1. Клементи. «Сонатина» № 2 до мажор
2. Кабалевский. «Легкие вариации»
3. Андре А. «Сонатина» соль мажор
4. Беркович И. «Сонатина» до мажор
5. Хаслингер Т. «Сонатина» до мажор
6. Бейл А. «Сонатина» соль мажор
7. Плейель И. «Сонатина» ре мажор
8. Чичков «Маленькая сонатина»
9. Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
10. Благой Д. «Маленькие вариации» соль минор

13

Примерные исполнительские программы:
1. Моцарт Л. Полонез
Майкапар Колыбельная
2. Бах Волынка
Гречанинов Мазурка
3. Бем Менуэт соль мажор
Бетховен Сурок
4. Хаслингер Сонатина до мажор
Градески Задиристые буги
5. Плейель Сонатина ре мажор
Роули В стране гномов
3год обучения
1. В течение учебного года преподаватель прорабатывает с учеником
12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной
формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 4-5 разнохарактерных
пьес,2-3 произведения в порядке ознакомления.
2. Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности первого
класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий, используя на опорных
звуках простейшее аккордовое сопровождение.
3. Технические требования: мажорные и минорные гаммы до трех
знаков включительно на четыре октавы в прямом и противоположном
движении (при синхронной аппликатуре), хроматические гаммы, короткие
арпеджио по три звука, аккорды, T-S-D-T.
Этюды
Беркович И. Соч. 32 «40 мелодических этюдов для начинающих» № 23,
29 - 32
Соч. 47 «30 легких этюдов» № 10, 16, 18, 21, 26
Соч. 58 «25 легких пьес» № 13,18, 20
Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающий» Тетр. 4: № 31, 33
Лак Т. Соч. 172 «Этюды» № 5, 6, 8
Лемуан А. Соч. 37 «50 характерных прогрессивных этюдов» № 4, 5, 9, 11, 12,
15, 16, 20 – 23, 35, 39
Лешгорн А. Соч. 65 «Избранные этюды для начинающих» ( по выбору)
Черни К. Соч. 821 «Этюды» № 5, 7, 24, 26, 33, 35
Черни К. Избранные фортепианные этюды ред. Гермера. Ч. 1: № 17, 18,
21 – 23, 25, 26, 28, 30 – 32, 34 – 36, 38, 41 – 43, 45, 47
14

Шитте А. Соч. 68 «25 этюдов» № 2, 3, 6, 9
Пьесы
Барток Б. «Пьеса»
Вайнштеин Л. «Сицилиана»
Глинка М. «Чувство»
Гуммель И. «Аллегретто»
Косенко «Скерцино»
Кабалевский Д. «Медленный вальс»
Корепанов Г. «Полька», «Шутливая песенка»
Чайковский П. «Полька», «Итальянская песенка», «Новая кукла»
Хачатурян А. «Андантино»
Шуман Р. «Смелый наездник», «Первая утрата», «Веселый крестьянин»,
«Сицилийская песенка»
Шостакович «Шарманка»
Жилин «Вальс»
Ребиков В. «Восточный танец»
Сильванский Н «Песня»
Майкапар «Росинки»
Полифонические произведения
Арман Ж. «Фугетта»
Бах И. К. Ф. «Аллегро» до мажор
Бах И. С. «Ария», «Маленькие прелюдии» до минор №2, до минор № 3,
ми минор №7, соль минор № 10, «Марш» ре мажор, ми бемоль
мажор,
«Менуэт» доминор, соль мажор, соль минор, ля минор
Бах Ф.Э. «Марш» соль мажор, «Менуэт» фа минор
Гедике А. «Инвенция»
Гендель Г. Ф. «Менуэт» ре минор, «Фугетта»
Корелли А. «Сарабанда» ми минор
Кригер И. «Сарабанда»
Куперен Ф. «Невинность»
Люлли Ж. Б. «Ария» соль минор
Лядов А. «Подблюдная»
Марпург Ф. В. «Аллегретто» до мажор
Пахельбель И. «Гавот» ми минор, «Сарабанда» си бемоль мажор
Рамо Ж. Ф. «Ригодон»
Тюрк Д. Г. «Аллегро»
Фишер И. К. Ф. «Чакона»
15

Щуровский Ю. «Канон»
Произведения крупной формы
Андрэ А. «Сонатина» № 5 фа мажор Ч. 1
Бирюков Ю. «Сонатина» до мажор, «Лирическая сонатина»
Беркович И. «Сонатина» соль мажор
Бетховен Л. «Сонатина» фа мажор
Глиэр «Рондо»
Клименти «Сонатина» соль мажор Ч. 1, 2, «Сонатина» до мажор Ч. 2, 3
Кулау «Сонатина» до мажор соч. 55 Ч. 1, 2
Кабалевский «Легкие вариации» соч. 51
Мелартин «Сонатина» соль мажор
Шпиндлер Ф. «Сонатина» до мажор Ч 1, 2
Диабелли А. «Сонатина» № 1 рондо соч. 151
Примерные исполнительские программы:
1. Бах Маленькая прелюдия до мажор
Кабалевский Клоуны
2. Бах Полонез соль минор
Дварионас Вальс
3. АрманФугеттадо мажор
Глинка Чувство
4. Бах Менуэт соль мажор
Шуман Веселый крестьянин
5. Бетховен Сонатина фа мажор
Майкапар Тарантелла
4год обучения
1. В течение учебного года преподаватель прорабатывает с учеником
12-15 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке
ознакомления: 2-3 полифонических произведения, 2 произведения крупной
формы, 4-5 этюдов на различные виды техники, 5-6 разнохарактерных пьес.
2. В IV
классах чтение с листа постепенно усложняется
произведениями различных жанров музыкальной литературы ( уровень
трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых учеником)
3. Технические требования: мажорные и минорные гаммы до четырех
знаков в прямом и расходящемся движении, хроматические гаммы,
арпеджио: длинные, короткие по четыре звука, ломаные, аккорды, T-S-D-T.
Этюды
16

Бургмюллер Ф. Соч. 109 №1
Беренс Г. «32 избранных этюда» соч. 61: № 1 – 3, 26
Соч. 88 «Этюды» № 5, 7
Бертини А. «28 избранных этюдов» соч. 32 № 4, 5, 9
Гедике А. Соч. 47 «30 легких этюдов» № 20, 26
Киркор Г. Соч. 15 «12 пьес – этюдов» № 1
Лемуан А. Соч. 37 «Этюды» № 28 – 30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48, 50
Лешгорн А. Соч. 66 «Этюды» № 1 – 4
Майкапар С. Соч. 31 «Стаккато – прелюдия»
Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермера Ч. 2 № 6, 8, 12
Соч. 299 № 1, 2, 4, 14

Пьесы
Сигмейстер «Пьеса» ля минор
Прокофьев С. Соч. 65 «Сказочка», «Прогулка»
Шуман «Дед мороз», «Деревенская песня», «Маленький романс»
Чайковский П. «Вальс»
Ребиков В. «Вальс», «Дервиш»
Майкапар С. Соч. 8 «Мелодия», соч. 33 «Элегия»
Григ Э. «Вальс»
Корепанов А. «Весенний день»
Пахульский «В мечтах»
Раков Н. «Снежинки», «Грустная мелодия», «Вальс» фа диез минор, ми
минор, «Полька», «Сказка»
Щуровский «Танец», «Утро»
Рамо «Скерцо»
Караев «Задумчивость»
Парцхаладзе «Танец»
Скулте «Ариэтта»
Полифонические произведения
Бах И. С. «Ария» фи минор, ми бемоль мажор
«Бурре» соль мажор ( французская сюита № 2)
«Маленькие прелюдии» тетр. 1 № 1 домажор, № 3 ре минор,
№ 5 ре минор, № 6 ре минор; тетр. 2 № 1 до мажор,
№ 5 ре минор, № 6 ре минор, № 12 ре минор
«Двухголосные инвенции» № домажор, № 4 ре минор, № 13 ля минор.
«Менуэт» до минор (французская сюита № 2)
17

Бах Ф. Э. «Фантазия»
Гендель Г. Ф. «Жига» ре минор, «Куранта» фа мажор, «Сарабанда с
вариациями»
Глинка М. «Фуга» до мажор
Моцарт Л. «Ария» соль минор
Рамо Ж. Ф. «Жига» ми минор
Циполи Д. «Фугетто» ми минор
Произведения крупной формы
Гайдн Й. «Соната» ре мажор
«Романс с вариациями»
Гендель Г. «Сонатина» си бемоль мажор
Диабелли А. Соч. 168 № 4 «Сонатина» Ч. 1, 2
Соч. 168 № 3 «Сонатина»
Дмитриев Г. «Вариации в очень старинном стиле»
Душек Ф. «Соната» си бемоль мажор финал
Дюссек Я. «Русская песня с вариациями»
«Сонатина» до мажор Ч. 1
Кабалевский Д. Op. 51 № 3 «Легкие вариации на тему словацкой народной
песни»
Клементи М. Соч. 36 № 3 «Сонатина» домажор, № 4 фа мажор, № 5 соль
мажор
Краузе А. Соч. 12 № 3 «Сонатина» Ч. 1
Кулау Ф. Соч. 55 № 1 «Сонатина» до мажор
Моцарт В. А. «Рондо» фа мажор
Чимароза Д. «Соната № 1» соль минор
Халаимов «Легкие вариации на тему чешской песни Аннушка»
Холминов А. «У ворот, у врот» ( вариации на русскую народную тему)
Примерные исполнительские программы:
1. И.С. Бах Маленька прелюдия до минор
Купревич Осенний эскиз
2. Ф.Е. Бах Фантазия ре минор
Билаш Тарантелла
3. Бетховен Санатина фа мажор
Прокофьев Сказочка
4. ЦиполиФугетта ми минор
Пахульский В мечтах
5. Кулау Вариации соль мажор
18

Шуман Охотничья песенка

III. Требования к уровню подготовки учащегося
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно
использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем
данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год:
II; IV четверти – академические зачеты.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: участие в
тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурнопросветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных
видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.
Критерии оценки
учащегося, осваивающегося

При оценивании
общеразвивающую
программу, учитывается:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
наличие
исполнительской культуры,
развитие
музыкального
мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает
пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5+»; «5»; «5-» ; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2».
19

Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную
шкалу в абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»неудовлетворительно.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета
позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе,
продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей,
участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей
требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к
ученикам.
Занятия в классе сопровождаются внеклассной работой - посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей,
просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое
значение
имеет
выбор
репертуара.
Это
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей фортепиано,
рассказать о выдающихся пианистах и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, для изучения в каждом
классе, дается в годовых требованиях. Педагог в работе над репертуаром
должен добиваться различной степени завершенности исполнения:
некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного
выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью
ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены
соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это
определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения
произведений классической и народной музыки, эстрадных песен, опыт игры
в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания,
умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с
формированием практических умений и навыков учащийся получает знания
музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе
на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального

20

слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Учебно-методическая литература
1. Артоболевская А. Учебное пособие «Первая встреча с музыкой». Москва,
1990г.
2. Белых С.Л., Копотева Г.Л. Рекомендации по составлению рабочих
программ для педагогов сферы искусства и культуры. Ижевск. 2009г.
3. Крюкова В., Левченко Г. Особенности образовательного процесса и
учебных программ детских музыкальных школ. Сб.: «Музыкальная
педагогика», «Феникс». Ростов - на - Дону. 2002 г.
4. Программа по классу специального фортепиано для детских музыкальных
школ (музыкальных отделений школ искусств). Москва, 1991 г.
5. Примерные репертуарные списки для фортепиано. Приложение к
программе «Музыкальный инструмент» для детских музыкальных школ
(Музыкальных отделений школ искусств). Москва, 1989 г.
Рекомендуемая нотная литература:
1. А11еgго тетрадь № 1. Т.И. Смирнова
2. Хрестоматия для фортепиано. Бакулов
3. Бусинки. Гречанинов. Ред. Белов
4. А11еgго тетрадь № 2, 3. Т.И. Смирнова
5. Юный пианист. Выпуск № 2. Ройзман, Натансон
6. Этюды. Педагогический репертуар
7. Бах. Нотная тетрадь
8. Хрестоматия 4 класс
9. Пьесы русских композиторов. Хрестоматия 196З г.
10. Пьесы. Ред. Колос
11. Детский альбом. Чайковский
12. Маленькому виртуозу. Ред. Смоляков
13. А11еgго тетрадь № 4. Т.И. Смирнова
14. Альбом сонатин. Ред. Сорокина
15. Сонаты, рондо, вариации. Ред. Ляховицкая
16. Полифонические пьесы. Ред. Томакина
21

17. Этюды для начинающих. Ред. Терентьева
18. Этюды. Ред. Бакулов
19. Маленькие этюды. Шитте
20. Этюды. Ред. Карафинна
21. Этюды. Ред. Дельнова
22. Этюды. Черни - Гермер
23. 50 этюдов. Лемуан. Музыка, 1965 г.
24. 60 этюдов. Крамер. Ред. Бюлова, 1952 г.
25. Избранные этюды. Черни - Гермер. Ред. Просыпалова
26. Избранные этюды. Ред. Натансон
27. Этюды, пьесы. Ред. Михалик
28. Избранные этюды, г. Москва
29. Полифонические пьесы. Ред. Дельнова
30. Полифонические пьесы. Хрестоматия
31. Хрестоматия 1 и 2 часть. Киев.
32. Полифонические пьесы. Ред. Копчевского
33. Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Черни. Киев, 1973 г.
34. Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Кувшинников.
35. Крупная форма. Хрестоматия. Ред. Копчевского
36. Сонатины и вариации. Ред. Левин
37. Бах. Нотная тетрадь. А.М. Бах, 1982 г.
38. Школа игры на фортепиано. Кувшинников 1 класс, 1964 г.
39. Джазовые и эстрадные композиции. Вып. 1985 г.
40. Джазовые и эстрадные пьесы, 1985 г.
41. Прокофьев. Избранные фортепианные произведения, 1981 г.
42. Кабалевский. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 2, 1984
43. Прокофьев. Детская музыка, 1987 г.
44. Народная музыка в обработке для фортепиано. Вып. 5, 1985 г.
45. Полифонические произведения украинских, советских композиторов.
Вып. 1,1979г.
46. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 5, 1985г.
47. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 4, 1984г.
48. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 3, 1983г.
49. Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 2, 1982г.
50. Час досуга любителя игры на фортепиано. Вып. 13, 1976 г.
51. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 9, 1987 г.
52. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 7, 1986 г.
53. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 4, 1984 г.
54. Юный пианист. Вып. 2, 1971 г.
22

55. Пьесы Удмуртских композиторов.
56. Пьесы Зарубежных композиторов. Ред. Дельнова
57. Сборник «Копилка». Ред. Н. Лукиных
58. Русский альбом. Вып. 2, 3. Ред. Бакулов
59. Черни. Этюды. «Искусство беглости». Соч. 740
60. Бертини. 28 этюдов. Москва, 1974 г.
61. Чайковский. «Времена года»
62. Глиэр. Избранные произведения

Используемая литература:
1.А.Алексеев, «Методика обучения игры на фортепиано».М., 1971г.;
А.Алексеев, «Очерки по методике обучения игры на фортепиано»; Выпуск 1,
М., 1950г;
Л.Боренбойм, Вопросы фортепианной педагогики
и исполнительства. М., 1961г.;
И.Браудо, « Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной
школе» М., 1965г.;
Вопросы фортепианной педагогики» Под ред. В.Нотансона вып.1,2,3., М.,
1963г, 1967г, 1971г;
Е.Гнесина Подготовительные упражнения. М., 1963г.;
Н.Голубовская «Искусство педализации» Л., 1967г.
Г.Коган «Вопросы пианизма» М., 1958г.;
Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой» Л., 1971г.;
Е.Либерман,«Творческая работа пианиста с авторским текстом» М., 1988г.;
А.Николаев, Работа над этюдами и упражнениями, М., 1967г.;
С.Савшинский «Пианист и его работа», Л., 1968г.;
С.Савшинский «Работа пианиста над техникой»,Л.,1968г.;
С.Савшинский Режим и гигиена работы пианиста»,
Л., 1968г.;
Б.Теплов, «Мастера советской пианистической школы», М., 1954г.
23

Б.Теплов, «Психология музыкальных способностей» М., 1947г.;
М.Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога», М.,1968г.;
М.Фейгин, «Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на
фортепиано», М.,1960г.;
А.Шацов, «Некоторые вопросы фортепианной техники», М.,1947г.;
А.Шайов, «О методике работы с учащимися», М.,1947г.;
А.Шацов «Фортепианная педагогика» М., 1947г.;
Л.Маккинон. «Игра наизусть”, изд. «Классика-XXI». М., 2006г.;
- Как выучить играть на рояле. «Классика-XXI”. М., 2006г.;
- И. Браудо «Обучение клавирных сочинений Баха в музыкальной школе»,
«Классика-XXI». М.,2001г.
- Виницкий «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным
произведением», «Классика-XXI». М.,2003г.;
- С.А.Айзенштадт «Детский альбом П.И.Чайковский». «Классика-XXI».
М.,2009г.
- А.Сомова «Маленькому виртуозу» Вып.3. «Советский композитор» М.,
1972г.;
Н.Любомудрова. Хрестоматия для фортепиано 4кл. «Музыка».М., 1981г.;
Н.Любомудрова. Хрестоматия для фортепиано.
4кл.Вып.2.,т.вторая, «Музыка» М., 1975г.;
Н.Любомудрова. Хрестоматия для фортепиано. «Музыка».М., 1980г.;
И.С.Бах «Хорошо темперированный клавир» ч.1, «Музыка». М., 1974г.;
Фортепианная музыка для детей, средние классы, «Советский композитор»,
М., 1983г.;
Пьесы для фортепиано.Вып.14. «Советский композитор», М., 1984г.;
И.Беркович «25 легких фортепианных пьес», «Советский композитор»,
Киев.1962г.;

24

Популярная музыка кино. Переложения для фортепиано. Вальсы.Вып.3.,
«Советский композитор», М.,1983г.;
Н.Соколова «Ребёнок за роялем».Хрестоматия для фортепиано в 2и 4 руки.
«Музыка», М.,1983г.;
В.Бунин. Начинающему пианисту «Пьесы современных композиторов»,
«Музыка», М., 1982г.;
Ю.Челкаускас «Пьесы советских композиторов» для самых маленьких. Вып.
5, «Музыка». М.,1978г.
А.Полонский «Джазовые и эстрадные композиции для фортепиано».Вып. 2.
«Музыка». М., 1981г.;
Ганон «Пианист-виртуоз» упражнения для пальцев
«Музыка-будапешт»;
Д.Кабалевский «Фортепианная музыка для детей и юношества» Вып.2,
«Советский композитор» М., 1970г.;
М.Соколов . Полифонические пьесы советских композиторов для
фортепиано» Вып.1. «Советский композитор» М.,1968г.;
А.Пирунов «Детский альбом для фортепиано» 1-4 классы. «Советский
композитор».М..1968г.;
С.Бархударян «Детские пьесы для фортепиано» 1-3 классы, «Советский
композитор». М., 1968г.;
К.Черни «Этюды для начинающих» Изд.2.,»Музыка». Л.,1980г.;
Фортепианная музыка. Мл.классы. Пьесы. «Советский композитор». М.,
1972г.;
Фортепианная музыка. Ансамбли мл.классы. Вып.5, «Советский композитор»
М., 1981г.;
В.Дельнова «Этюды для фортепиано». Вып.2, «Советский композитор». М.,
1969г.;
А.Гедике «Альбом пьес для фортепиано». «Музыка». М., 1986г.;
Н.Ширинская «Лёгкие пьесы» 1-3 классы.Тет.5, «Советский композитор».
М., 1968г.;

25

А.Руббаха «Сборник пьес советских композиторов», М., 1949г.;
А.Рякашюс «Девять пьес для фортепиано».
«Советский композитор», М., 1967г.;
- Хрестоматия для фортепиано. 1класс. «Музыка». М., 1981г.;
-Фортепианная игра.1-2классы.»Музыка». М.,1982г.
-Пьесы для фортепиано. 5 класс.Вып.3. «Музыка». М., 1972г.;
-Юный пианист. ч.2.
-Отрывки из опер и балетов советских композиторов. Вып.2. «Музыка». М.,
1965г.;
-Пьесы композиторов XVIII-XIX веков. «Музыка». М., 1969г.;
-Ансамбли. 6-7 класс. «Советский композитор». М.,1962г.;
-Ансамбли для фортепиано. Средние и старшие классы. Вып.1. «Советский
композитор». М.,1979г.
-Пьесы зарубежных композиторов. Вып.1. «Советский композитор». М.,
1962г.;
-Бетховен. 6 экоссезов. Изд.»Будапешт». 1972г.;
-И.Хрисаниди «Дворянское гнездо» Г.Орёл. 2002г.
-Музыка в школе. Пьесы и песни для слушания в начальной школе.
«Государственное муз. изд.» Л., 1961г.;
- Хрестоматия для фортепиано. 5 класс. «Музыка». М., 1980г.;
- Популярные марши для фортепиано. «Музыка». М., 1971г.;

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».